РУ БЕ EN

ЗОЖ



Здоровый образ жизни сегодня – это требование времени. Быть здоровым стало и модно, и престижно. Газеты пестрят заголовками статей о новых методах лечения самых разных болезней. В любом журнале обязательно найдется место разделу «Здоровье». На каждом канале есть своя передача, посвященная только вопросам здоровья и здорового образа жизни. Современный человек, строя свой день, свою жизнь, свое здоровье, обязан идти в ногу со временем.

Наукой доказано, что лишь 20% нашего здоровья формируют гены, остальные 80% мы создаем сами. Точнее, их создает наш образ жизни: то, что мы едим, как двигаемся и двигаемся ли вообще, насколько внимательно прислушиваемся к собственному организму.

«Хочешь быть здоровым – будь им!» - это не пустые слова. Мобилизовать защитные свойства организма способен каждый – хотя бы закаливаясь и занимаясь спортом.

Люди активные, тренированные в два раза реже ходят к врачу, чем те, кто ленится делать зарядку. Человек, регулярно нагружающий свои мышцы, и нервную систему тренирует, и мозгу поставляет необходимое количество кислорода.

Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше 10 часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Неважно, что это будет: коньки, бег, плаванье, велосипедная или лыжная прогулка, туристический поход или обычная ходьба. Важно, чтобы мы дали организму возможность активно работать. Активный образ жизни – это не просто подтянутый вид и тренированные мышцы. Это еще и нормальное давление, и обмен веществ. У человека с развитыми мышцами крепче становятся кости. Интенсивное обогащение крови кислородом положительно влияет на всю систему кровообращения и работу сердца. Тренированный организм лучше противостоит болезням, инфекциям, колебаниям температуры и влиянию радиации – у него повышается иммунитет.

Мышцы человека должны постоянно получать нагрузку, чтобы сохранить упругость и способность к сокращению. Если же спорт не ваше призвание, подумайте хотя бы о минимуме, который может позволить себе каждый, - об утренней зарядке.

Кто-то считает, что тратить драгоценные минуты на зарядку, когда того и гляди опоздаешь в школу, - непростительная роскошь. И совершенно напрасно. Доказано, что именно зарядка помогает проснуться и заставить организм работать. Время, потраченное на утренние приседания, прыжки и наклоны, вернется к вам в виде энергии и бодрости. Опыты показали, что тому, кто начинает свое утро с активной «подзарядки» организма, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Правда, тех, кто считает, что достаточно лениво помахать 5 раз руками над головой и сделать десяток приседаний, придется расстроить. Это мало похоже на зарядку. Для того чтобы утренняя гимнастика принесла хоть какую-то пользу, нужно посвятить физическим упражнениям не меньше 15 минут.

Физкультура лечит самые разные болезни и состояния, в том числе повышенное кровяное давление, депрессию, предотвращает развитие сердечно - сосудистых заболеваний и других «болезней цивилизации». Кроме того, постоянные физические упражнения значительно облегчают состояние человека, страдающего хроническими заболеваниями.

Регулярные занятия физкультурой необходимы для того, чтобы поддерживать себя в форме, быть бодрым даже в старости. Упражнения доставляют физическое удовольствие («мышечную радость»), улучшают сон и повышают эффективность работы органов кровообращения и дыхания. Если вы регулярно занимаетесь физкультурой, у вас обязательно будет хороший аппетит.

У большинства школьников занятия спортом воспитывают не только силу, ловкость и смелость, но и положительно влияют на формирование волевых качеств. У таких ребят улучшается дисциплина, изменяется отношение к труду и учебе. Спорт полезен для здоровья, сохранения высокой работоспособности, продления жизни. 

Человек, занимающийся спортом, очень скоро начинает понимать, насколько несовместимы пагубные привычки и спортивные достижения.

Радует, что в последнее время появляется больше молодых людей, отрицательно относящихся к спиртному и табаку. Они вводят в моду подтянутость, спортивный вид, ориентируются на здоровый образ жизни. И тем самым противостоят пагубным привычкам, которые ослабляют волю и отупляют интеллект.

21 век – время компьютеров и Интернета, однако сейчас не только не уменьшается, но, напротив, возрастает значение спорта, который является залогом здоровья и основой успеха в любой области науки, культуры и бизнеса.

Какой бы путь вы не избрали, спорт всегда будет вашим добрым спутником, а многие герои спортивных состязаний, постоянно доказывающие, что нет предела человеческому совершенству, станут для вас маяком в жизненном океане. И каждый их новый рекорд, каждое новое достижение, каждая новая победа в мире спорта послужат для вас вдохновением для достижения успеха.  

Физическая активность укрепляет организм и предотвращает развитие различных заболеваний.

Начните день правильно! Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!

Методические рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей

Учитывая распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата среди детей и подростков, рост количества подобных нарушений в период их обучения в учреждениях образования, а также значимость для формирования здоровья ребенка, профилактика данных нарушений у детей является важной задачей.

Под влиянием различного рода нагрузок нарушения опорно-двигательного аппарата прогрессируют, постепенно приобретают стойкий характер, что приводит к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смещением внутренних органов.

У детей с нарушениями осанки, как правило, снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, как следствие, может привести к недостаточному снабжению кислородом головного мозга.

Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани.

Сформированные дефекты позвоночного столба и стопы после окончания полового созревания и окончания роста исправить консервативными способами невозможно. Поэтому оптимальное время профилактических воздействий – период интенсивного роста ребенка.

Скачки развития нарушений опорно-двигательного аппарата чаще всего происходят в периоды интенсивного роста ребенка. Это возраст с 5 до 7 лет и с 12 до 16 лет, который совпадает с периодом полового созревания.

Плоскостопие у детей также является достаточно серьезной проблемой. Здоровая стопа – это первично-системный элемент удержания тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей и подростков в период их обучения в учреждениях образования обеспечивается взаимодействием педагогических работников, медицинских работников и родителей (законных представителей) обучающихся.

Организация оказания медицинской помощи в учреждениях образования осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 1925 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте до 18 лет».

Фактический объем работ, выполняемых медицинскими работниками в учреждениях образования, зависит от типа (вида) учреждения образования, возраста и контингента обучающихся, режима работы учреждения образования.

Основные направления деятельности медицинских работников в учреждениях образования:

динамическое наблюдение за условиями обучения и воспитания обучающихся в организованных коллективах;

работа по формированию здорового образа жизни у обучающихся;

разработка мер совместно с администрацией учреждения образования по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья обучающихся;

контроль совместно с руководителем учреждения образования соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в учреждениях образования;

определение противоэпидемических мероприятий.

В рамках своих обязанностей медицинские работники осуществляют контроль за рассаживанием обучающихся в группах, классах (соответствие мебели росту, строению и особенностям развития опорно-двигательного аппарата обучающегося), освещением помещений (естественное и искусственное), в которых осуществляется образовательный процесс, соблюдением зрительного и двигательного режима, организацией питания, физического воспитания, дают рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по формированию здорового образа жизни, закаливанию и оздоровлению с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей развития ребенка.

Специалисты учреждений государственного санитарного надзора осуществляют надзор за выполнением соответствующих положений, установленных:

общими санитарно-эпидемиологических требованиями к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»;

специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206;

санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8.

Педагогическая составляющая по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков направлена на обеспечение в учреждениях образования здоровьесберегающей среды, что реализуется посредством выполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также формирования у обучающихся правильных поведенческих привычек, в том числе правильной рабочей позы и привычки соблюдать оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности.

В учреждениях образования для решения задач физического воспитания должно использоваться разнообразное стационарное и переносное спортивное оборудование, инвентарь для организации и проведения физических упражнений и спортивных игр в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков, занятий (игр) – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Правильная симметричная посадка производится последовательно, начиная с положения стоп:

стопы в опоре на полу;

колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);

равномерная опора на обе половины таза;

туловище периодически опирается на спинку стула;

между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);

голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

предплечья симметрично и свободно лежат на столе, плечи симметричны;

при письме – положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть ориентирован на середину груди.

С целью снижения объема статических нагрузок на опорно-двигательный аппарат обучающихся в процессе уроков, занятий (игр) педагогическим работникам необходимо предусматривать включение в образовательный процесс различных ситуаций, методов, приемов, направленных на снижение физиологической и психологической затратности образовательного процесса, которые предусматривают:

увеличение объема двигательной активности обучающихся во время уроков, занятий (игр);

включение в содержание урока, занятия (игры) элементов активной и пассивной профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрительного утомления;

создание дополнительных возможностей для работы в позе стоя (для учащихся), предусматривающих смену деятельности, места организации занятия (игры) (за столом, на ковре, у доски и пр.) (для воспитанников);

повышение познавательной активности в ходе урока, занятия (игры);

снижение уровня тревожности обучающихся.

Укрепление мышечно-связочного аппарата детей и подростков обеспечивается в рамках реализации содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования в разных возрастных группах воспитанников, учебного предмета «Физическая культура и здоровье»; двигательной активностью в режиме дня; в ходе организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; правильно организованной досуговой деятельности.

В образовательном процессе учреждений дошкольного образования (в рамках организации специально-организованной и нерегламентированной деятельности) возможно использование различных игровых методов и приемов, тренажеров и приспособлений для формирования правильной осанки.

Педагогическим работникам необходимо обращать особое внимание на обучающихся, которые жалуются на головные боли, становятся раздражительными, быстро устают. Эти проявления могут быть следствием чрезмерного напряжения цилиарной мышцы при длительной работе на близком расстоянии и спазма аккомодации, который сохраняется в течение длительного времени и, как правило, усугубляется неудовлетворительным общим состоянием ребенка.

В данной ситуации первоочередным профилактическим мероприятием является личностно-ориентированный подход к обучающимся и коррекция объема учебной нагрузки с учетом возрастных и физиологических возможностей каждого конкретного ребенка.

На родительских собраниях воспитатели дошкольного образования и классные руководители должны обращать внимание родителей (законных представителей) обучающихся на солидарную ответственность за охрану здоровья детей и отмечать необходимость взаимоконтроля и преемственности в действиях семьи и учреждения образования.

Семья является наиболее значимым социальным фактором, определяющим процесс формирования (сохранения) здоровья обучающихся, поскольку именно в семье у ребенка складываются навыки и поведенческие стереотипы, оказывающие влияние на здоровье, а также индивидуально-психологические качества, определяющие отношение к здоровому образу жизни. Наиболее зависимыми от семейных факторов являются девочки, так как они, как правило, повторяют материнские установки по сохранению и поддержанию здоровья.

При изучении влияния внутрисемейной среды установлено, что дети, условия жизнедеятельности которых получали отрицательную гигиеническую оценку, достоверно чаще имели патологию со стороны зрительного анализатора и костно-мышечной системы.

Можно выделить основные составляющие условий и образа жизни ребенка, оказывающие значительное влияние на его здоровье:

образ жизни родителей;

внутрисемейная атмосфера;

качество питания;

организация личного пространства ребенка в квартире;

режим дня;

качество организации досуга.

Поэтому образ жизни и поведение родителей должны определяться осознанием здоровья как ценности и целенаправленными действиями по его поддержанию и укреплению.

Преобладание статического компонента в досуговой деятельности, низкая физическая активность неизбежно приводят к ослаблению общего мышечного тонуса.

Следует учесть, что негативные эмоции, появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия способствуют формированию неправильной осанки. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов.

Для развития у ребенка нарушений опорно-двигательного аппарата, как правило, необходимо сочетание трех условий: предрасположенности, подверженности и наличия внешнесредовых провоцирующих факторов, поэтому первоочередная задача родителей – создание профилактического пространства в семье.

Наряду с мероприятиями по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, большое значение имеет воспитание у детей и подростков активного отношения к формированию устойчивых навыков здоровьесберегающего поведения. Эта работа выполняется во взаимодействии медицинской, педагогической, психологической и внутрисемейной составляющих. При этом семье принадлежит приоритет в:

обеспечении оздоровительной среды и консолидации отношения членов семьи к формированию здоровья;

воспитании осознанного принятия ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;

исключении факторов социального риска внутри семьи;

определении траектории образования ребенка, объема дополнительного обучения и прогнозировании последствий умственных, физических и эмоциональных перегрузок;

ограничении времени на досуговые занятия с преобладанием статического компонента и нагрузкой на зрительный анализатор (просмотр телевизионных передач, использование компьютера, гаджетов в досуговой деятельности и т.п.);

контроле за выполнением адресных профилактических мероприятий и врачебных назначений;

организации полноценного питания;

формировании правильных пищевых предпочтений, основанных на выработке у детей и подростков соответствующей мотивации пищевого поведения, характеризующейся ориентацией на неупотребление различных продуктов системы «fast foods», чипсов, газированных напитков и т.п.;

формировании потребности в физической активности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, а анатомо-функциональное состояние опорно­двигательного аппарата организма. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.

Основным средством профилактики нарушений осанки является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также гимнастические упражнения. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а гимнастические упражнения необходимо выполнять, как в домашних условиях, так и в условиях учреждения образования или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача лечебной физической культуры.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия

Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. После обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.

Рабочее место (место для игр, занятий) ребенка в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);

высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;

обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.

Необходимо контролировать рабочую позу ребенка во время письма и чтения, обучения, занятий игровой деятельностью за столом, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, использование гаджетов, отдых ребенка.

Следует бороться с неправильными позами, такими, как:

косое положение плечевого пояса при письме;

левая рука свешена со стола;

косое положение таза;

ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу;

ребенок стоит с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

Освободить ослабленного ребенка, имеющего нарушения осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Обеспечить активный отдых ребенка в свободное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ (рекомендации для родителей)

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, двигательную, балансировочную. Уплощение свода стопы влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:

на подошве, в центре внутреннего продольного свода;

на тыльной поверхности стопы;

под лодыжками;

в мышцах голени, вследствие их перегрузки;

в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;

в области поясницы.

В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.

Предохранение детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо правильно организовать режим ребенка с максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, в чередовании с ходьбой по траве, песку (в теплое время года), использование специальных «дорожек здоровья» с разной поверхностью (гладкая и выпуклая), закаливание стоп и др.).

Обучение детей рациональным навыкам ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

Обеспечение обувью, отвечающей гигиеническим требованиям. Обувь для детей должна:

соответствовать температуре и времени года, виду деятельности ребенка;

обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;

обладать эластичностью, не стеснять движения ребенка;

быть достаточно прочной и устойчивой;

соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев;

каблук должен быть не более 2-4 см для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).

Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп ребенку важно:

не носить мягкую обувь, например, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с низким носком;

не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий;

обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон, быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.

Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.

В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, тренируются мышцы и сосуды нижних конечностей.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Упражнения в ходьбе:

ходьба на носках;

ходьба на наружном своде стопы;

ходьба «гусиным шагом»;

ходьба на носках в полуприседе;

ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;

ходьба на носках с высоким подниманием бедра;

ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;

ходьба по ребристой доске;

ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;

ходьба по наклонной плоскости на носках;

ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;

танцевальные шаги на носках и др.

Упражнения из исходного положении стоя:

приподнимание на носках на обеих ногах и попеременно на каждой ноге;

перекат с пятки на носок и обратно;

полуприсед и присед на носках;

полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;

поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног и др.

присед, стоя на гимнастической палке;

Упражнения из исходного положении сидя:

сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;

сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;

сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;

сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;

сед по-турецки;

захватывание пальцами матерчатого коврика;

перебрасывание (прокатывание) друг другу мячей ногами.

Упражнения из исходного положения:

лежа, оттягивание носков;

лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;

лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;

лежа, круговое движение стоп;

лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;

лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;

лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;

лежа, плавание стилем «кроль».

Упражнения для занятий подбираются с учетом возрастных особенностей развития ребенка, содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования, учебного предмета «Физическая культура и здоровье».

Кроме этого, полезно летом чаще ходить босиком по песку, воде, мелкому (крупному) гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом.

Необходимо уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму, воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ:

«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы, листы бумаги).

«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку

«Художник» – сидя на стуле (гимнастической скамейке), захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги «картину»;

«Барабанщик» – сидя, постукивать пальцами стоп по полу.

«Эквилибрист» – сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.

«Кораблик» – сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше).

«Маляр» – сидя, поглаживать областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы и др.

 

Литература:

Боковец, Ю.В. Стройность и красота: содержание работы по обучению, воспитанию и формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.В.Боковец. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 148с.: ил.

свернуть

Польза утренней зарядки

Почему важно пить воду

Польза бега

В чем польза ходьбы

Польза плавания

Польза велотренировки

Польза катания на коньках

Польза катания на лыжах

Польза и вред солнечных лучей

Как бороться со стрессом

Как не заболеть гриппом и ОРВИ

Ежегодно в зимне-весенний период  возрастает заболеваемость ОРИ и гриппом, которые не только ухудшают наше самочувствие, но и как минимум на неделю выбивают  нас из привычного жизненного ритма, нарушая множество планов. Именно поэтому в конце зимы начале весны так актуален вопрос своевременной профилактики этих заболеваний.

Грипп – это острое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое вызывает одноименный вирус. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больным при кашле и чихании, а также при контакте с больным при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.).

Грипп относится к ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции), однако в этой группе он стоит особняком, потому, что протекает тяжелее других респираторных инфекций, чаще дает серьезные осложнения, а в некоторых случаях представляет опасность для жизни. Если при других ОРВИ симптомы могут возникать постепенно, а болезнь развивается плавно, то начало гриппа всегда острое. Температура резко поднимается до 38-40°С градусов, появляются озноб, сильная головная боль, головокружение, боль в глазах, горле и мышцах, слезотечение, резь в глазах.

Если вы почувствовали первые симптомы болезни, обязательно обратитесь к врачу, и строго выполняйте все его рекомендации, самолечение при ОРВИ и гриппе недопустимо. Лечение гриппа является комплексным, но всё же главную роль в выздоровлении играет собственный иммунитет, поэтому необходимо предпринять меры для его поддержания. Рекомендуется полный покой, обильное питьё, отказ от алкоголя и курения.

Необходимо также соблюдать постельный режим, так как при посещении общественных мест вы не только рискуете получить различные осложнения, но и способствуете распространению болезни.

Никто не хочет болеть гриппом, но при этом большинство людей все же пренебрегают элементарными мерами профилактики, хотя те не требуют огромных усилий, а являются лишь правилами здорового образа жизни.

Наиболее восприимчивы к болезни люди с пониженным иммунитетом: дети, пожилые, а также люди с врожденным или приобретенным иммунодефицитом. Такие простудные заболевания легче подхватывает тот, кто ведет неправильный образ жизни: мало двигается, почти не бывает на свежем воздухе, много переживает, не высыпается, переутомляется, курит, злоупотребляет алкоголем.

Поэтому, профилактика гриппа является даже более важным моментом, чем его лечение и заключается в общем оздоровлении, укреплении организма и стимуляции иммунитета путем закаливания, занятиями физкультурой на свежем воздухе, катанием на коньках, плаванием, применением полноценной, богатой витаминами пищи.

Наиболее эффективным способом предупреждения гриппа является вакцинация, которая проводится в предэпидемический период. Своевременная вакцинация не только снижает заболеваемость в несколько раз, но и смягчает течение болезни, сокращает ее длительность, предотвращает осложнения.

В разгар эпидемии рекомендуется ограничить контакт с большим количеством людей, посещение массовых мероприятий, особенно в закрытых помещениях, стараться избегать тесного контакта с больными. Например, по возможности меньше пользоваться услугами общественного транспорта, где возможно – пройти пешком. Тем более, что пользы от пеших прогулок намного больше.

Максимально часто проветривайте помещение и проводите влажную уборку. В сухом, пыльном, теплом и неподвижном воздухе вирус гриппа может сутками сохраняться в активном состоянии. Поэтому не стоит забывать также про увлажнение воздуха.

Кроме того, помните, что переохлаждение, как и перегрев, может способствовать возникновению заболевания, поэтому для прогулок на свежем воздухе одевайтесь «по погоде». Кстати, после прогулки в морозную погоду можно согреться горячим чаем с пряностями (имбирем, мятой, корицей, гвоздикой).

Не пренебрегайте гигиеной рук. Простые на первый взгляд действия помогут защитить от болезни. Если нет возможности помыть руки с мылом, можно использовать обычные гигиенические салфетки или антибактериальное средство для рук.

Все эти несложные рекомендации, помогут Вам и Вашей семье не заболеть вирусом гриппа, потому что лечить болезнь, гораздо сложнее, чем не допустить ее. Будьте здоровы!

свернуть

Что нужно знать о микроспории и чесотке?

Чесотка

Чесотка – заразное заболевание кожи, вызываемое чесоточным клещом, паразитирующим в коже человека. В местах внедрения клеща в кожу (чаще всего межпальцевые промежутки, а также область половых органов и ягодиц) появляется характерная везикулярная сыпь и отмечается зуд.

При прямом пути заражения возбудитель переходит непосредственно от больного человека к здоровому в момент телесного соприкосновения.

Непрямой путь – это передача возбудителя через предметы обихода, прежде всего личного пользования.

Жизненный цикл клеща непосредственно связан с организмом человека. Попадая на кожу, клещ внедряется в эпидермис, делая там чесоточные ходы, в которых откладывает яйца. Из яиц выходят личинки и покидают ход, который прогрызла самка. Формируя собственные ходы, личинки линяют и созревают. Репродуктивный период жизни самки составляет 1-1,5 мес. Вне организма человека чесоточный клещ может жить непродолжительно и очень сильно зависит от гигрометрических условий. При температуре 12-14°С и относительной влажности воздуха 90% клещи выживают до 14 суток. При повышении температуры до 21-24°С они погибают на третьи сутки. Губительным для них является уменьшение влажности до 35%, при этом клещи погибают в течение суток. Проникая в кожу, чесоточный клещ вызывает зуд, а на коже появляются высыпания, узелки, пузырьки, просматриваются чесоточные ходы. Высыпания появляются, как правило, на коже кистей, нижней половине живота, боковых поверхностях туловища, ягодиц, внутренней поверхности бедер, полового члена у мужчин, вокруг сосков молочных желез у женщин. У маленьких детей могут быть поражены ладони, подошвы, лицо, шея, спина, волосистая часть головы. У ослабленных больных чесотка может осложняться гнойными заболеваниями. Могут также развиться осложнения в виде дерматита или экземы. При расчесывании появляются вторичные морфологические элементы: эрозии, кровяные корочки, линейные расчесы. Если у больного человека снижен иммунитет, то заболевание осложняется сопутствующей инфекцией, вплоть до образования толстых корок, которые как панцирь покрывает тело. Такую чесотку называют Норвежской, потому что ее впервые описали в Норвегии у больных лепрой (инфекционное заболевание, вызываемое кислотоустойчивыми бактериями).

Меры профилактики и защиты:

Соблюдение личной и общественной гигиены.

Личная гигиена предполагает санитарно-бытовую культуру, внимательное отношение к собственному здоровью. Общественная гигиена включает помимо содержания в чистоте и порядке общественно-бытовых мест, своевременное проведение текущей заключительной дезинфекции, направленной на уничтожение возбудителя чесотки в окружающей среде. Выявление заболевания на самых ранних ее стадиях, особенно в дошкольных и школьных учреждениях, изолирования больных до полного излечения. После проведенного лечения (даже профилактического) необходимо провести дезинфекцию одежды и постельных принадлежностей.

Она включает: обеззараживание постельных принадлежностей, нательного белья, полотенец производят в 1-2% растворе соды или любом стиральном порошке в течение 5-10 мин. с момента закипания. Верхнюю одежду проглаживают с обеих сторон горячим утюгом, обращая внимание на карманы или сдают в химчистку. В комнате больного ежедневно проводят влажную уборку помещения 1-2% мыльно-содовым раствором, включая мытье пола, протирание мебели, ковровых покрытий и т.д. Заключительная дезинфекция осуществляется работниками городского центра дезинфекции и стерилизации.

Помните! Чесотку можно предотвратить. Будьте внимательны к своему здоровью!

Микроспория

Домашние питомцы не всегда могут быть источником радости. От больных животных – кошек и собак – люди заражаются таким грибковым заболеванием, как микроспория.

Микроспория — грибковое заболевание, при котором поражаются кожа и волосы. Болезнь известна также как «стригущий лишай». Распознать микроспорию несложно: возбудитель этого недуга поражает волосистую часть головы, кожу и пушковые волосы. Сначала на теле появляется несколько (от 1-2 до нескольких десятков) круглых розово-красных очагов с шелушащимся центром и приподнятым краем. Эти очаги быстро увеличиваются в размере и распространяются на здоровые участки кожи. Одновременно поражаются и пушковые волосы. На волосистой части головы обычно появляются 1-2 крупных и несколько малых очагов с мелким отрубевидным шелушением. Волосы в очагах обламываются и без правильного лечения не вырастают. Если такие признаки имеют место быть, срочно обращайтесь к врачу-дерматологу. Следует знать, что микроспорией болеют главным образом дети дошкольного возраста, несколько реже взрослые. Причём чаще всего заболевают те, кто не соблюдает элементарные гигиенические правила. Заражение может произойти не только от животных, но также от больного человека или через предметы, которые были у него в пользовании. Особенно распространена микроспория среди бездомных, безнадзорных кошек и собак, которые обитают в подвалах и подъездах многоэтажных домов, на свалках. Но болеют и домашние животные. Нередки случаи, когда родители, узнав, что их ребенок заболел микроспорией, выбрасывают больную кошку на улицу, а она, в свою очередь, заражает других кошек и котят, с которыми затем играют дети. История повторяется неоднократно. Получается замкнутый круг. Победить возбудителя микроспории нелегко: он очень устойчив во внешней среде. В кожных чешуйках, шерсти животных, которые нередко находятся в детских песочницах, подвалах, подъездах, он сохраняет жизнеспособность в течение нескольких лет. Погибает только при кипячении, обработке дез.средствами или в дезинфекционной камере. Но и с этой напастью можно бороться. Родители, воспитатели и учителя должны объяснить детям, что нельзя играть с бездомными животными, научить их соблюдать правила гигиены: не надевать чужие головные уборы, не пользоваться чужими расчёсками, мыть руки после игры с кошками, собаками. В качестве профилактических мер микроспории очень важно своевременное выявление и эффективное лечение больных. У больного животного микроспория проявляется характерными участками облысения на морде, снаружи ушных раковин, иногда на лапах. Однако носителями инфекции могут быть даже те кошки, которые внешне выглядят здоровыми. При появлении клинических симптомов микроспории необходимо обратиться к врачу-дерматологу. Не занимайтесь самолечением – это может осложнить лечение и привести к распространению заболевания.

свернуть

Что важно знать о парентеральных вирусных гепатитах?

Парентеральные вирусные гепатиты – это воспалительные заболевания печени, которые вызываются вирусами (тип В, С, D и другие) и передаются через контакт с биологическими жидкостями инфицированного человека (кровь, семенная жидкость, вагинальные выделения и др.).

Для Солигорского района парентеральные вирусные гепатиты весьма актуальны: показатель заболеваемости за 2022 год в 3,5 раза превышает значение по Минской области. Из числа выявленных в 2022 году случаев 16,8% приходится на вирусный гепатит В, 83,2% - на вирусный гепатит С. Одной из причин указанной диспропорции является отсутствие вакцин для профилактики вирусного гепатита С. Также встречаются и микст-случаи, когда в организме человека находится сразу несколько типов вируса (В+С, В+D, В+С+D).

Инкубационный период (время от момента попадания вируса в организм человека до появления симптомов) у парентеральных вирусных гепатитов может составлять до 6 месяцев. К клиническим признакам относят желтушное окрашивание кожи и склер глаз (желтуха), потемнение мочи, светлый цвет экскрементов, сильная слабость, тошнота, рвота, боли в брюшной полости и повышение температуры. Заболевание может приводить к острой печеночной недостаточности, а также к развитию цирроза или рака печени. Кроме этого, все чаще встречаются бессимптомные формы инфекции, что вместе с длительным инкубационным периодом затрудняет выявление места и причин заражения пациента. К тому же, инфицированный человек является источником инфекции для других уже за несколько недель до начала клинических проявлений и вплоть до выздоровления. Поэтому для того, чтобы обезопасить себя каждому человеку необходимо знать, какие существуют пути заражения парентеральными вирусными гепатитами:

  1. от инфицированной матери к ребенку (во время беременности и родов);
  2. контактный путь (при прямом соприкосновении с поврежденными кожными и слизистыми покровами, а также через общие бритвенные, маникюрные приборы, расчески, зубные щетки и другие предметы, использование которых спряжено с повреждением кожи и слизистых);
  3. половой путь (при половых контактах без использования презервативов);
  4. парентеральный путь (во время нанесения татуировок и пирсинга, маникюра и педикюра загрязненным или недостаточно обработанным инструментарием или немедицинских парентеральных вмешательств, в частности – во время инъекционного введения наркотиков).

Чаще всего в Солигорском районе инфицирование происходит при незащищенных половых контактах - каждый 2-ой выявленный случай в 2022 году. Кроме этого, встречается передача вируса при выполнении тату и маникюра в неприспособленных для этого условиях, а также при использовании общих предметов личной гигиены.

Некоторый риск заражения существует и при проведении медицинских манипуляций: при переливании крови, во время гемодиализа, при различных хирургических вмешательствах. Однако в Республике Беларусь этот риск сведен к минимуму, т.к. в организациях здравоохранения используются одноразовые стерильные изделия и перевязочный материал, а для предупреждения заражения через донорскую кровь – вся кровь и ее компоненты при каждой кровоотдаче исследуются на маркеры гепатитов, также обследование проходят доноры.

Для любого человека важно знать о том, что неповрежденная кожа – непреодолимый барьер для вируса, поэтому парентеральные вирусные гепатиты НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ через столовые принадлежности, объятия, поцелуи, рукопожатия, кашель, чихание, при общем пользовании ванной или туалетной комнатой.

Однако если в семье есть заболевшие, нужно помнить простые правила предосторожности:

  • Нужно иметь собственную бритву, маникюрные ножницы, зубную щетку, мочалку и полотенца. Гепатит не передается через предметы обихода, такие как чашка, вилка, ручка двери, кран и т.д.
  • Лучший способ предотвратить заражение вирусами гепатита B и D — привиться от гепатита В. Прививка бесплатная, и ее можно сделать в поликлинике по месту жительства.
  • Для защиты от инфекции при половых контактах необходимо использовать барьерные контрацептивы (презервативы).
  • Не допускать попадания крови заболевшего человека на поврежденные участки кожи (если это произошло – промыть рану проточной водой и обработать 3% раствором перекиси водорода) и слизистые оболочки (например, при попадании крови в глаза их следует промыть водой). Кроме этого, необходимо обратиться в территориальную поликлинику по месту жительства для проведения клинико-лабораторного наблюдения.
  • Члены семьи пациента подлежат ежегодному лабораторному обследованию для своевременного выявления инфекции.

Соблюдая эти правила в семье, Вы предупредите распространение инфекции среди близких. Знание и Ваши активные действия - основа профилактики парентеральных вирусных гепатитов!

 

Врач-эпидемиолог Е.И. Никитко

свернуть

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма (БА) – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, при котором периодически возникает сужение бронхов (бронхоспазм) в результате воспаления и повышенной чувствительности дыхательных путей к различным раздражителям.

Выделяют две формы бронхиальной астмы: атопическая (неифекционная) и инфекционно-аллергическая. Нередко БА начинается как атопическая, но со временем переходит в инфекционно-зависимую.

Причины возникновения бронхиальной астмы:

  • Наследственная предрасположенность.
  • Инфекции (вирусные и бактериальные) дыхательных путей.
  • Аллергическая реакция организма – повышенная чувствительность организма к некоторым веществам животного (запах пота, кожи, шерстяная пыль) или растительного (цветочная пыль, плесень, запах сена и т.п.) происхождения.
  • Снижение иммунитета.
  • Нервные переживания, психические расстройства и потрясения (стрессы).
  • Профессиональная деятельность – скорняки, маляры и т.п.
  • Избыточное употребления антибиотиков, особенно в детстве.
  • Стиль и образ жизни, в том числе питание.
  • Факторы окружающей среды.

Основными симптомами, свидетельствующими о возможном возникновении БА являются:

  • приступообразный кашель;
  • приступы удушья.

В развитии и течении самой болезни как правило выделяют три стадии:

  • Стадия предастмы – характеризуется проявлением у больного сухого кашля или со скудной мокротой кашля, нередко преимущественно ночного, возникающего в форме приступов.
  • Стадия приступов – определяется появлением типичных приступов удушья.
  • Стадия астматических состояний – нередко начинается неодинаково у разных больных (в одних случая это водянистый насморк, в других – заложенность носа, чихание, кожный зуд и т.д.), вслед за которыми появляется ощущение заложенности в груди, затрудненный выдох, желание откашляться. Удушье начинается быстро, появляются хрипы, которые нарастают, грудная клетка расширяется, шейные вены набухают, лицо покрывается каплями пота.

Лечение бронхиальной астмы:

  • оказание неотложной помощи при приступе удушья;
  • комплексной терапии в периоды между приступами;
  • комплексная терапия может быть: медикаментозная и немедикаментозная.

Для многих больных оптимальным является сочетанное применение ингаляционного стероидного препарата и бронхорасширяющих средств.

Немедикаментозная терапия включает:

  • дыхательную гимнастику – для улучшения дренажа функций легких используются специальные дренажные положения и упражнения с форсированным удлиненным выдохом;
  • посильные физические нагрузки;
  • лечебную физкультуру – циклические виды физкультуры, дозированная ходьба, бег в медленном темпе и смешанное передвижение (ходьба – бег – ходьба);
  • лечебный массаж мышц лица и грудной клетки;
  • лечебное закаливание – воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, контрастный душ, хождение босиком и т.п.

Для снижения риска заболевания ребенка БА родители должны всегда помнить:

  • Грудное вскармливание детей – до года и более (особенно у тех, у кого в роду есть или были больные БА или аллергики) – наиболее эффективная защита от многих болезней, в том числе и от бронхиальной астмы.
  • Абсолютное исключение курения - для беременной женщины и кормящей матери, а также вдыхания ребенком сигаретного дыма.
  • Чуткое внимание родителей к ребенку при переходе к прикармливанию и искусственному кормлению; здоровая настороженность к проявлению малейших признаков появления БА.
  • Максимальное снижение контакта ребенка с возможными аллергенами в квартире – домашняя пыль, постельные клещи, пыльца растений, домашние животные и т.п.

Для больных бронхиальной астмой меры профилактики и защиты должны сводиться к следующему:

  • Максимальное снижение причин, провоцирующих приступы бронхиальной астмы: психоэмоциональный стресс, вдыхание холодного воздуха, чрезмерные физические нагрузки, и т.п.
  • Регулярное проветривание всей квартиры и, в первую очередь, комнаты больного.
  • Проведение ежедневной влажной уборки помещений, желательно чтобы это делал не сам больной, а другие члены семьи. Если уборку проводит больной, то он дожжен находиться во влажной маске.
  • Влажность в помещении больного не должна превышать 50%.
  • Следует убрать из помещения больного ковровые покрытия, пуховые и перьевые подушки; желательно упаковывать матрацы в непроницаемые для аллергена материалы.
  • Не рекомендуется держать в доме любых животных, т.к. они могут спровоцировать аллергию.
  • При пыльцевой аллергии больной должен знать календарь цветения растений в своей местности и принимать меры по избежанию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг; в определенное время, по возможности, уезжать в другую местность.
  • Перед выходом на холод за 20-30 минут можно вдохнуть бронхорасширяющий аэрозоль в сочетании с бронховоспалительными средствами.

Больные бронхиальной астмой должны всегда помнить, что эту болезнь нельзя полностью вылечить, а можно лишь добиться длительной и стойкой ремиссии (ослабления заболевания). Поддержание нормальной вентиляционной функции легких, обеспечение максимально возможного качества жизни и предотвращения ранней инвалидности больного можно достичь только при желании, активном и грамотном участии самого больного в процессе лечения, в тесном взаимодействии с лечащим врачом.

свернуть

Профилактика гигиены рук

Исследования показали, что многие опасные заболевания распространяются из-за отсутствия надлежащей гигиены рук. Таким образом, мытье рук может эффективно предотвратить распространение инфекций. Можно распространять микробы, т.е. вредоносные патогенные микроорганизмы, просто прикасаясь к другому человеку. Кроме того, можно заразиться микробами, прикоснувшись к загрязненному предмету или поверхностям, а затем прикоснувшись ко рту, глазам и носу. Мытье рук водой кажется обычной процедурой, однако все ли и всегда используют при этом мыло? Отдельный вопрос: моют ли руки дети? Как они это делают и во всех ли случаях, когда это необходимо? Дети страдают диареей, а это чаще всего «болезнь грязных рук», и болеют пневмонией, возбудитель которой также может передаваться через грязные руки. Между тем диарейные и респираторные заболевания являются значимыми факторами смертности у детей до 5 лет. А ведь уже начиная с 3-х лет ребенок может сознательно и правильно мыть руки с мылом.

Важность гигиены рук для профилактики заболеваний

Микробы могут попадать в организм через нос, глаза и рот; каждый из нас многократно рефлекторно прикасается к своему лицу, даже не осознавая этого. Микробы с немытых рук могут загрязнять продукты и напитки, они также легко переносятся на поверхности и предметы, такие как поручни, столешницы или игрушки.  Мытье рук с мылом удаляет микробы с рук, что приводит к снижению заболеваемости респираторными инфекциями, глазными и кожными болезнями, а также снижает риск кишечной инфекции. Известно, что прошедшая по миру информационная кампания, ставящая целью повышение осведомленности о важности мытья рук, способствовала сокращению диареи на 23-40%, она же послужила сокращению распространенности гриппа на 16-21%. Это показывает, как важно напоминать о необходимости мытья рук. Также исследователи заметили, что правильное мытье рук помогает бороться с проблемой повышения устойчивости бактерий к антибиотикам. Если мы с успехом избавляемся от микроорганизмов, моя руки, то возникает меньше ситуаций, когда нам требуются антибиотики (мы реже серьёзно заболеваем). А при более редком использовании антибиотиков, у бактерий не успевает развиться сопротивляемость, и антибиотики сохраняют свою действенность, помогая в действительно сложных случаях.

Как правильно соблюдать гигиену рук, чтобы предотвратить передачу инфекции?

В некоторых случаях руки надо мыть всегда, например после посещения туалета, смены подгузников, ухода за больными детьми и взрослыми, а также после работы с сырым мясом. Кроме того, рекомендуется мыть руки после уборки, работы в саду или ухода за животными. Отличное правило: всегда мыть руки после возвращения домой с улицы.

Старайтесь не касаться лица немытыми руками. Если вы кашляете или чихаете, делайте это в салфетку (бумажный платок), а затем выбрасывайте использованную салфетку и мойте руки. В случае когда под рукой нет платка и салфетки, рекомендуется кашлять или чихать в локтевой сгиб, так как эта часть тела с меньшей вероятностью соприкасается с поверхностями и вещами, и таким образом можно попытаться сократить распространение микробов. Правильный способ мыть руки – вспенить мыло, чтобы покрыть всю руку (пальцы, ладонь и тыльную сторону кисти), потереть намыленные руки друг от друга в течение приблизительно двадцати секунд и смыть мыло теплой водой. Перед мытьем рук важно снять часы и украшения. Некоторые люди страдают от раздражения кожи после использования мыла. Возможно, эту проблему поможет решить знание, что существует мыло с различным pH (нейтральное, слабощелочное или слабокислое), а также мыло без отдушек. Вы можете подобрать себе мыло, которое не вызывает раздражения.

Дезинфицирующие средства для рук на спиртовой основе чрезвычайно эффективны против большинства патогенов (вирусов и бактерий), которые могут передаваться через руки. Однако спиртовыми и антибактериальными салфетками сложно обработать поверхность рук полностью, поэтому они используются в основном для устранения видимых загрязнений, когда нет возможности вымыть руки обычным способом.

свернуть

О мерах профилактики кори

По информации Министерства здравоохранения Республики Беларусь в 2023 году в стране зарегистрирован лабораторно подтвержденный случай кори у лица, проживающего в Витебской области, и находившегося в ориентировочные сроки заражения в России.

Справочно: корь – высококонтагиозное инфекционное заболевание, протекающее с температурой, общей интоксикацией, поражением слизистых оболочек глаз, дыхательных путей и наличием сыпи. Источником инфекции является только заболевший корью человек. Восприимчивы к заболеванию не привитые и не болевшие корью лица. Вероятность заражения корью таких лиц после контакта с заболевшим приближается к 100%.

Единственно надежной защитой от заболевания корью является вакцинация.

В Республике Беларусь вакцинация населения против кори осуществляется в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и перечнем прививок по эпидемическим показаниям (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 мая 2018 г. № 42).

В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок иммунизация против кори проводится детям в плановом порядке в возрасте 12-ти месяцев и 6-ти лет. Вакцинация по эпидемическим показаниям (при наличии контакта с заболевшим корью) осуществляется лицам в возрасте от 9 месяцев до 55 лет, ранее не болевших корью, не имеющих документально подтвержденных ведений о прививках против кори или лабораторно подтвержденных результатов наличия защитного иммунитета против кори.

В настоящее время в учреждениях здравоохранения г.Минска в целях предупреждения заражения, завоза и распространения кори, краснухи и эпидемического паротита применяется комбинированная вакцина «Приорикс», (производитель Бельгия, GlaxoSmithKline).

Уточнить сведения о ранее проведенных прививках против кори и при необходимости получить вакцинацию можно в учреждении здравоохранения (поликлинике) по месту медицинского обслуживания.

В случае появления симптомов, сходных с заболеванием корью (повышение температуры, появление сыпи и т.д.), а также наличием в анамнезе факта выезда за границу Республики Беларусь рекомендуем:

-обратиться за медицинской помощью посредством вызова на дом врача или бригады скорой медицинской помощи (не посещать поликлинику самостоятельно);

-исключить или максимально ограничить свои контакты с родственниками, знакомыми и другими людьми, чтобы не заразить их;

использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания (медицинская маска);

-максимально часто проветривать помещения и проводить влажную уборку;

-соблюдать «респираторный этикет» и гигиену рук (мыть руки водой с мылом или использовать средство (желательно спиртсодержащее) для дезинфекции рук);

-обязательно сообщить врачу о поездках за пределы страны или города.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: