РУ БЕ EN

Советы дефектолога

Социальная история, как метод социализации детей с РАС

Социальная история — это метод помощи детям с аутизмом, доказавший свою эффективность в научных исследованиях. Часто люди с РАС страдают от неопределенности и испытывают сильный стресс, когда не знают, что их ждет. Вы можете использовать социальную историю, чтобы заранее их подготовить. Не обязательно, чтобы история включала все детали мероприятия, всего несколько знакомых признаков или ситуаций во время посещения кинотеатра, театра, киноконцертного, зала, музея уже могут значительно уменьшить тревожность и стресс. В этом и состоит основная цель социальной истории — сделать непонятную или новую ситуацию как можно более знакомой заранее.

Важные моменты при написании социальной истории:

  • Зрительные образы

Наиболее простой и доступный способ донести информацию до любого ребенка, поэтому социальная история должна больше показывать, чем рассказывать. Больше картинок, меньше текста.

  • Предложения должны быть короткими и по возможности простыми.

В качестве изображений важно использовать реалистичные фотографии места, лучше всего сделать эти фотографии специально для истории незадолго до мероприятия.

  • Перед работой над социальной историей нужно заранее исследовать место посещения.

Важно приехать в здание кинотеатра/театра и «пройти» его, представляя себя на месте ребенка. При этом важно ответить на следующие вопросы, сделав соответствующие фотографии: - Что привлекает наибольшее внимание визуально? Может быть, у здания или в нем есть какие-то знакомые детям изображения персонажей, статуи, фонтан?

- О каких «опасностях» нужно предупредить маленького зрителя? - Что издает громкие звуки, неожиданно начинает двигаться, где может быть очень шумно и людно?

- В каких ситуациях ребенку придется ждать? Ожидание может представлять проблему для детей с аутизмом. - Какие помещения увидит ребенок, попав внутрь?

  • В социальной истории используется только фразы в первом лице.

«Я пойду в кино», «Мы сядем в зале», «Я буду вести себя хорошо». Ребенку важно идентифицировать себя с тем, о чем ему читают. Директивные предложения в истории нужно свести к минимуму. Директивные предложения — это инструкции о том, что надо или не надо делать. Пример директивного предложения: «Даже если вокруг будет очень шумно, я постараюсь оставаться спокойным и не буду отходить от _________».

  • Предложения должны быть описательными и перспективными.         

Описательные предложения (что  будет происходить): «Мы войдем в холл кинотеатра. Там может быть много других детей и их родителей».

Перспективные предложения  (как воспринимают ситуацию окружающие): «Если я буду вести себя тихо и спокойно, то все подумают, что я очень хорошо себя веду».

  • Социальную историю нужно проработать заранее.

Для того, чтобы она эффективно выполняла свою функцию, ее необходимо читать ребенку или вместе с ним каждый день в течение 1–2 недель. Это даст ему время подготовиться, а во время самого визита можно просто обращаться к социальной истории или напоминать ребенку о его отдельных пунктах. Лучше всего читать социальную историю в спокойной обстановке, когда  ребенок доволен и расслаблен, нельзя его заставлять, если ему не понравится чтение. По большому счету это выглядит как чтение книги про него самого!

Социальная история должна быть рассчитана на любой уровень восприятия речи, поэтому при ее составлении стоит использовать короткие, четкие фразы и опираться на визуальные образы, картинки, фотографии конкретных мест, предметов. В этом случае даже те дети, которые не умеют читать или плохо понимают речь, смогут с помощью родителей получить представление о предстоящем мероприятии и месте, где оно будет проходить.

Пример социальной истории «Я иду в кино!»

 

свернуть

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение.

1. Не отказываться от себя во имя ребенка - это не способствует развитию и социализации ребенка.

2. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований.

3. Внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений.

4. Не сравнивать своего малыша с другими детьми, ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.

5. Не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий: чем упорнее родители настаивают на своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Стараться найти способы «переключить» внимание ребёнка на что-то другое, а потом вернуться к своему требованию.

6. Прежде всего необходимо организовать и соблюдать его режим дня, аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур.

7. Важно также научить ребёнка основным гигиеническим навыкам. Если ребенок длительное время не может овладеть гигиеническими навыками, не может пользоваться туалетом, его нельзя ругать. Надо быть терпеливым и спокойным, меняя его одежду, но не прекращать действий по воспитанию у него этих навыков.

8. При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания,пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.

9. Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.

10. Необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово “стоп”, это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать “Стоп”, со временем он поймет, чего от него добиваются;

11. Аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом.

12. Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте.

13. Желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети; большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение.

14. Необходимо сделать ему какой-нибудь "тайный" уголок – место, где ребёнок сможет оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать.

15. Необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло. Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата.

16. Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку.

17. Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

свернуть

Что нужно знать родителям о заикании

Заикание это  дефект речи, при котором нарушается темп, ритм,  плавность вследствие судорожного  состояния  мышц речевого аппарата. Страдает  также и коммуникативная сторона речи  (общение).

Заикание обычно появляется в возрасте 2-5 лет, когда интенсивно идёт развитие речи. В некоторых случаях заикание может начаться  и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребёнка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.

Основным проявлением заикания являются судороги, возникающие  во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. Речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.

У заикающегося ребёнка запинки возникают чаще при произношении длинных слов, чем коротких, во время разговора, когда надо самостоятельно выразить свои мысли. Дети больше заикаются в присутствии незнакомых людей, чем в кругу семьи. Заикание резче проявляется после сильного физического напряжения, простудных заболеваний. Заикающиеся дети становятся малоразговорчивыми и необщительными, потому что у них развивается страх перед речью (логофобии).

На фоне речевых судорог и других  длительных физически и психических проявлений возникает стойкий патологический  речевой рефлекс, т.е. нарушение координации процессов, которые необходимы для образования устной речи. 

С чего следует начать устранение заикания

  1. Проконсультировать своего ребёнка у психоневролога, который определит тип заикания. От этого зависит  планирование работы  учителя-дефектолога при устранении либо ослаблении проявления заикания.
  2. Родителям следует неукоснительно соблюдать все указания врача.
  3. Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК.
  4. Проконсультироваться у учителя-дефектолога и выполнять его  рекомендации. 

Поведение родителей с заикающимся ребёнком

  1. Помните о том, что заикание и в большинстве случаев  прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.  
  2. Нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте.    
  3. Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания , которые может слышать ребенок. Уберите из собственного лексикона сам термин «заикание.
  4. Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.     
  1. Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов.
  2. Отказаться от сурового давления на ребёнка, от насмешек над его речью, от передразнивания его.
  3. Говорить с заикающимся нужно спокойно и неторопливо.
  4. Не провоцировать речь своими вопросами, перестать переспрашивать ребёнка.
  5. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок, чем меньше разговаривал.
  6. Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен длиться не меньше 10 часов. Приучить ребёнка ложиться спать в одно и тоже время.
  7. Перед сном следует исключить подвижные игры, компьютерные игры,  прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, детские передачи сократить до минимума.
  8. Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Нельзя в один день побывать и в кино, и в цирке, и на ёлке.
  9. Родители не должны заставлять ребёнка заниматься одновременно танцами, английским языком, музыкой, спортом и т.д.  Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо для ребёнка: здоровая речь или непомерная нагрузка.
  10. Если речь ребенка страдает нарушением звукопроизношения и (или) общим недоразвитием, немедленно обратитесь к логопеду для ее исправления.
  11. Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры в семье.
  12. Отношения в семье к ребёнку должны быть ровными, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
  13. Родители должны относиться к нему как к здоровому, нормальному ребёнку.
  14. Исправить либо ослабить заикание можно только объединёнными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на учителя-дефектолога, на медикаментозное лечение и тем более на своего ребёнка – без вашей помощи исправить речь у него невозможно. 

Успехов Вам и Вашему ребёнку! 

Учитель-дефектолог ПКПП   Болазь Л. Е.

свернуть

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Ваш ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, то ему можно и нужно помочь, так как в дальнейшем могут возникнуть значительные трудности в овладении грамотой, а именно: при чтении, списывании, письме под диктовку, потому что образ нужной буквы, либо вообще не всплывает, либо всплывает со значительным опозданием.

Если же ваш ребёнок уже ученик, и он испытывает значительные трудности при соотнесении печатной и письменной буквы, буквы и звука её обозначающего, смешивает буквы со сходными по написанию, с трудом запоминает цифры, пишет их «зеркально»,  а также испытывает трудности при овладении чтением и письмом, то эта информация для вас.

Причин может быть несколько:

  • недостаточная  сформированность  пространственно-временных представлений  (у дошкольников это обязательно будет сказываться на формировании связной  речи, а у школьников – на развитии навыков чтения и письма);
  • недостаточно развитое зрительное восприятие (при хорошем зрении)проявляется в  трудностях различения таких букв, как З, С, Я и др.;
  • недостаточная  сформированность  кинетического праксиса  (трудности переключения движений с одного элемента буквы на другой), что проявляется в замене букв, похожих по начертанию: б-д, в-д, и-уа-ош-щм-лп-т, н-к  и др., такие же замены букв могут быть и при чтении: б-д ,а-о, и т.д;
  • недостаточнаясформированностьфонематического восприятия (ребёнок не различает звуки, близкие по акустико – артикуляционным признакам: звонкий-глухой, свистящий-шипящий, аффрикаты и их оставляющие), и на письме это проявляется через замену букв, обозначающие эти звуки: б-п, д-т, в-ф, ж-ш, ш-с,

ч-ц, ц-с и т.д.;

  • недостаточное развитие слухоречевой памяти, оперативной памяти ( когда не удерживается образ буквы в памяти, не соотносится печатная буква с письменной;

Следует проверить:

  1.       Ориентируется ли Ваш ребёнок в схеме собственного тела,  различает  ли понятия «право»,  «лево», «справа», «слева, «верх», «низ», ориентируется ли на листе бумаги.

Ребёнок должен правильно выполнять задания:

- покажи своё левое ухо, правую ногу, правый глаз;

- расскажи, что ты видишь справа от себя, слева от себя;

- как называется эта рука (например, правая);

- как называется эта нога (например, левая)

- покажи левую сторону листа, а эта, какая сторона листа (например, правая) и т. д; 

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону, это может быть следствием несформированности   пространственных  представлений, либо вследствие нарушения зрительного восприятия. 

  1.       Умеет ли ваш ребёнок складывать разрезные картинки, картинки из кубиков?

Если он затрудняется, то это может быть следствием недоразвития зрительно-пространственного анализа. В таком случае следует начать обучение из 4-х кубиков, или одной картинки, разрезанной  по горизонтальным  линиям сначала на 2 части, потом  на четыре и т.д. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами», «строителями», мозаиками, нахождение спрятанных (наложенных друг на друга) предметов. 

Чтобы ребёнку легче было запомнить буквы, воспользуйтесь следующими  приёмами:

  • обводка ребёнком букв, написанных взрослым и называние их (следует учитывать тот факт, что пока ребёнок не овладел чтением ему нужно представлять букву, называя звук, например, ни ЭР, а [Р], ни ЭМ, а [М];
  • письмо букв по контуру, нарисованных взрослым;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок раскрашивает её.
  • Сравнение букв, её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Вместе со взрослым можно придумать на что буква похожа, нарисовать предмет и раскрасить его ребёнком, например, буква Н похожа на лесенку. Выучить стишок  «На букве Н сижу как на  лесеНке и распеваю  песеНки;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок намазывает её пластилином, повторяя её название;
  • конструирование букв из палочек, фасоли, пуговиц, верёвочек, проволоки и  т.д;
  • взрослый вырезает  букву из наждачной бумаги, а ребёнок  ощупывает и   называет  её(сначала проводит пальчиком по букве, называя её, а потом ощупывает с закрытыми глазами и называет букву). Т.о. к зрительному запоминанию присоединяется память двигательная и тактильная (запоминание ощущений от движений);
  • лепка ребёнком буквы из пластилина;
  • вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • написание широким жестом всех изученных букв в воздухе, на руке;
  • написание буквы на спине ребёнка и называние её (развивается двигательная память);

Если  Вашему ребёнку всё же трудно запомнить буквы, он их путает, не может вспомнить, как называется та или иная буква, а в школе на письме вместо одной буквы пишет другую, с трудом овладевает  навыком чтения и письма, то это прямой повод обратиться за помощью к  школьному учителю-дефектологу пункта-коррекционно-педагогической помощи. 

Успехов Вам и  Вашему ребёнку! 
Болазь Л.Е., учитель-дефектолог высшей категории
пункта коррекционно- педагогической помощи
свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: