РУ БЕ EN

Советы дефектолога

Что нужно знать родителям о заикании

Заикание это  дефект речи, при котором нарушается темп, ритм,  плавность вследствие судорожного  состояния  мышц речевого аппарата. Страдает  также и коммуникативная сторона речи  (общение).

Заикание обычно появляется в возрасте 2-5 лет, когда интенсивно идёт развитие речи. В некоторых случаях заикание может начаться  и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребёнка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.

Основным проявлением заикания являются судороги, возникающие  во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. Речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.

У заикающегося ребёнка запинки возникают чаще при произношении длинных слов, чем коротких, во время разговора, когда надо самостоятельно выразить свои мысли. Дети больше заикаются в присутствии незнакомых людей, чем в кругу семьи. Заикание резче проявляется после сильного физического напряжения, простудных заболеваний. Заикающиеся дети становятся малоразговорчивыми и необщительными, потому что у них развивается страх перед речью (логофобии).

На фоне речевых судорог и других  длительных физически и психических проявлений возникает стойкий патологический  речевой рефлекс, т.е. нарушение координации процессов, которые необходимы для образования устной речи. 

С чего следует начать устранение заикания

  1. Проконсультировать своего ребёнка у психоневролога, который определит тип заикания. От этого зависит  планирование работы  учителя-дефектолога при устранении либо ослаблении проявления заикания.
  2. Родителям следует неукоснительно соблюдать все указания врача.
  3. Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК.
  4. Проконсультироваться у учителя-дефектолога и выполнять его  рекомендации. 

Поведение родителей с заикающимся ребёнком

  1. Помните о том, что заикание и в большинстве случаев  прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.  
  2. Нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте.    
  3. Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания , которые может слышать ребенок. Уберите из собственного лексикона сам термин «заикание.
  4. Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.     
  1. Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов.
  2. Отказаться от сурового давления на ребёнка, от насмешек над его речью, от передразнивания его.
  3. Говорить с заикающимся нужно спокойно и неторопливо.
  4. Не провоцировать речь своими вопросами, перестать переспрашивать ребёнка.
  5. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок, чем меньше разговаривал.
  6. Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен длиться не меньше 10 часов. Приучить ребёнка ложиться спать в одно и тоже время.
  7. Перед сном следует исключить подвижные игры, компьютерные игры,  прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, детские передачи сократить до минимума.
  8. Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Нельзя в один день побывать и в кино, и в цирке, и на ёлке.
  9. Родители не должны заставлять ребёнка заниматься одновременно танцами, английским языком, музыкой, спортом и т.д.  Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо для ребёнка: здоровая речь или непомерная нагрузка.
  10. Если речь ребенка страдает нарушением звукопроизношения и (или) общим недоразвитием, немедленно обратитесь к логопеду для ее исправления.
  11. Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры в семье.
  12. Отношения в семье к ребёнку должны быть ровными, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
  13. Родители должны относиться к нему как к здоровому, нормальному ребёнку.
  14. Исправить либо ослабить заикание можно только объединёнными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на учителя-дефектолога, на медикаментозное лечение и тем более на своего ребёнка – без вашей помощи исправить речь у него невозможно. 

Успехов Вам и Вашему ребёнку! 

Учитель-дефектолог ПКПП   Болазь Л. Е.

свернуть

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Ваш ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, то ему можно и нужно помочь, так как в дальнейшем могут возникнуть значительные трудности в овладении грамотой, а именно: при чтении, списывании, письме под диктовку, потому что образ нужной буквы, либо вообще не всплывает, либо всплывает со значительным опозданием.

Если же ваш ребёнок уже ученик, и он испытывает значительные трудности при соотнесении печатной и письменной буквы, буквы и звука её обозначающего, смешивает буквы со сходными по написанию, с трудом запоминает цифры, пишет их «зеркально»,  а также испытывает трудности при овладении чтением и письмом, то эта информация для вас.

Причин может быть несколько:

  • недостаточная  сформированность  пространственно-временных представлений  (у дошкольников это обязательно будет сказываться на формировании связной  речи, а у школьников – на развитии навыков чтения и письма);
  • недостаточно развитое зрительное восприятие (при хорошем зрении)проявляется в  трудностях различения таких букв, как З, С, Я и др.;
  • недостаточная  сформированность  кинетического праксиса  (трудности переключения движений с одного элемента буквы на другой), что проявляется в замене букв, похожих по начертанию: б-д, в-д, и-уа-ош-щм-лп-т, н-к  и др., такие же замены букв могут быть и при чтении: б-д ,а-о, и т.д;
  • недостаточнаясформированностьфонематического восприятия (ребёнок не различает звуки, близкие по акустико – артикуляционным признакам: звонкий-глухой, свистящий-шипящий, аффрикаты и их оставляющие), и на письме это проявляется через замену букв, обозначающие эти звуки: б-п, д-т, в-ф, ж-ш, ш-с,

ч-ц, ц-с и т.д.;

  • недостаточное развитие слухоречевой памяти, оперативной памяти ( когда не удерживается образ буквы в памяти, не соотносится печатная буква с письменной;

Следует проверить:

  1.       Ориентируется ли Ваш ребёнок в схеме собственного тела,  различает  ли понятия «право»,  «лево», «справа», «слева, «верх», «низ», ориентируется ли на листе бумаги.

Ребёнок должен правильно выполнять задания:

- покажи своё левое ухо, правую ногу, правый глаз;

- расскажи, что ты видишь справа от себя, слева от себя;

- как называется эта рука (например, правая);

- как называется эта нога (например, левая)

- покажи левую сторону листа, а эта, какая сторона листа (например, правая) и т. д; 

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону, это может быть следствием несформированности   пространственных  представлений, либо вследствие нарушения зрительного восприятия. 

  1.       Умеет ли ваш ребёнок складывать разрезные картинки, картинки из кубиков?

Если он затрудняется, то это может быть следствием недоразвития зрительно-пространственного анализа. В таком случае следует начать обучение из 4-х кубиков, или одной картинки, разрезанной  по горизонтальным  линиям сначала на 2 части, потом  на четыре и т.д. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами», «строителями», мозаиками, нахождение спрятанных (наложенных друг на друга) предметов. 

Чтобы ребёнку легче было запомнить буквы, воспользуйтесь следующими  приёмами:

  • обводка ребёнком букв, написанных взрослым и называние их (следует учитывать тот факт, что пока ребёнок не овладел чтением ему нужно представлять букву, называя звук, например, ни ЭР, а [Р], ни ЭМ, а [М];
  • письмо букв по контуру, нарисованных взрослым;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок раскрашивает её.
  • Сравнение букв, её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Вместе со взрослым можно придумать на что буква похожа, нарисовать предмет и раскрасить его ребёнком, например, буква Н похожа на лесенку. Выучить стишок  «На букве Н сижу как на  лесеНке и распеваю  песеНки;
  • взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок намазывает её пластилином, повторяя её название;
  • конструирование букв из палочек, фасоли, пуговиц, верёвочек, проволоки и  т.д;
  • взрослый вырезает  букву из наждачной бумаги, а ребёнок  ощупывает и   называет  её(сначала проводит пальчиком по букве, называя её, а потом ощупывает с закрытыми глазами и называет букву). Т.о. к зрительному запоминанию присоединяется память двигательная и тактильная (запоминание ощущений от движений);
  • лепка ребёнком буквы из пластилина;
  • вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
  • написание широким жестом всех изученных букв в воздухе, на руке;
  • написание буквы на спине ребёнка и называние её (развивается двигательная память);

Если  Вашему ребёнку всё же трудно запомнить буквы, он их путает, не может вспомнить, как называется та или иная буква, а в школе на письме вместо одной буквы пишет другую, с трудом овладевает  навыком чтения и письма, то это прямой повод обратиться за помощью к  школьному учителю-дефектологу пункта-коррекционно-педагогической помощи. 

Успехов Вам и  Вашему ребёнку! 
Болазь Л.Е., учитель-дефектолог высшей категории
пункта коррекционно- педагогической помощи
свернуть

Интернет-ресурсы: