Советы дефектолога
Что нужно знать родителям о заикании
Заикание это дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Страдает также и коммуникативная сторона речи (общение).
Заикание обычно появляется в возрасте 2-5 лет, когда интенсивно идёт развитие речи. В некоторых случаях заикание может начаться и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребёнка, предъявляются новые, повышенные требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.
Основным проявлением заикания являются судороги, возникающие во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляционном аппарате. Речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов.
При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.
У заикающегося ребёнка запинки возникают чаще при произношении длинных слов, чем коротких, во время разговора, когда надо самостоятельно выразить свои мысли. Дети больше заикаются в присутствии незнакомых людей, чем в кругу семьи. Заикание резче проявляется после сильного физического напряжения, простудных заболеваний. Заикающиеся дети становятся малоразговорчивыми и необщительными, потому что у них развивается страх перед речью (логофобии).
На фоне речевых судорог и других длительных физически и психических проявлений возникает стойкий патологический речевой рефлекс, т.е. нарушение координации процессов, которые необходимы для образования устной речи.
С чего следует начать устранение заикания
- Проконсультировать своего ребёнка у психоневролога, который определит тип заикания. От этого зависит планирование работы учителя-дефектолога при устранении либо ослаблении проявления заикания.
- Родителям следует неукоснительно соблюдать все указания врача.
- Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК.
- Проконсультироваться у учителя-дефектолога и выполнять его рекомендации.
Поведение родителей с заикающимся ребёнком
- Помните о том, что заикание и в большинстве случаев прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.
- Нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте.
- Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания , которые может слышать ребенок. Уберите из собственного лексикона сам термин «заикание.
- Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.
- Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов.
- Отказаться от сурового давления на ребёнка, от насмешек над его речью, от передразнивания его.
- Говорить с заикающимся нужно спокойно и неторопливо.
- Не провоцировать речь своими вопросами, перестать переспрашивать ребёнка.
- При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребёнок, чем меньше разговаривал.
- Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен длиться не меньше 10 часов. Приучить ребёнка ложиться спать в одно и тоже время.
- Перед сном следует исключить подвижные игры, компьютерные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, детские передачи сократить до минимума.
- Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями. Нельзя в один день побывать и в кино, и в цирке, и на ёлке.
- Родители не должны заставлять ребёнка заниматься одновременно танцами, английским языком, музыкой, спортом и т.д. Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо для ребёнка: здоровая речь или непомерная нагрузка.
- Если речь ребенка страдает нарушением звукопроизношения и (или) общим недоразвитием, немедленно обратитесь к логопеду для ее исправления.
- Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры в семье.
- Отношения в семье к ребёнку должны быть ровными, т.е. родители не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
- Родители должны относиться к нему как к здоровому, нормальному ребёнку.
- Исправить либо ослабить заикание можно только объединёнными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на учителя-дефектолога, на медикаментозное лечение и тем более на своего ребёнка – без вашей помощи исправить речь у него невозможно.
Успехов Вам и Вашему ребёнку!
Учитель-дефектолог ПКПП Болазь Л. Е.
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Ваш ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, то ему можно и нужно помочь, так как в дальнейшем могут возникнуть значительные трудности в овладении грамотой, а именно: при чтении, списывании, письме под диктовку, потому что образ нужной буквы, либо вообще не всплывает, либо всплывает со значительным опозданием.
Если же ваш ребёнок уже ученик, и он испытывает значительные трудности при соотнесении печатной и письменной буквы, буквы и звука её обозначающего, смешивает буквы со сходными по написанию, с трудом запоминает цифры, пишет их «зеркально», а также испытывает трудности при овладении чтением и письмом, то эта информация для вас.
Причин может быть несколько:
- недостаточная сформированность пространственно-временных представлений (у дошкольников это обязательно будет сказываться на формировании связной речи, а у школьников – на развитии навыков чтения и письма);
- недостаточно развитое зрительное восприятие (при хорошем зрении)проявляется в трудностях различения таких букв, как З, С, Я и др.;
- недостаточная сформированность кинетического праксиса (трудности переключения движений с одного элемента буквы на другой), что проявляется в замене букв, похожих по начертанию: б-д, в-д, и-у, а-о, ш-щ, м-л, п-т, н-к и др., такие же замены букв могут быть и при чтении: б-д ,а-о, и т.д;
- недостаточнаясформированностьфонематического восприятия (ребёнок не различает звуки, близкие по акустико – артикуляционным признакам: звонкий-глухой, свистящий-шипящий, аффрикаты и их оставляющие), и на письме это проявляется через замену букв, обозначающие эти звуки: б-п, д-т, в-ф, ж-ш, ш-с,
ч-ц, ц-с и т.д.;
- недостаточное развитие слухоречевой памяти, оперативной памяти ( когда не удерживается образ буквы в памяти, не соотносится печатная буква с письменной;
Следует проверить:
- Ориентируется ли Ваш ребёнок в схеме собственного тела, различает ли понятия «право», «лево», «справа», «слева, «верх», «низ», ориентируется ли на листе бумаги.
Ребёнок должен правильно выполнять задания:
- покажи своё левое ухо, правую ногу, правый глаз;
- расскажи, что ты видишь справа от себя, слева от себя;
- как называется эта рука (например, правая);
- как называется эта нога (например, левая)
- покажи левую сторону листа, а эта, какая сторона листа (например, правая) и т. д;
Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону, это может быть следствием несформированности пространственных представлений, либо вследствие нарушения зрительного восприятия.
- Умеет ли ваш ребёнок складывать разрезные картинки, картинки из кубиков?
Если он затрудняется, то это может быть следствием недоразвития зрительно-пространственного анализа. В таком случае следует начать обучение из 4-х кубиков, или одной картинки, разрезанной по горизонтальным линиям сначала на 2 части, потом на четыре и т.д. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами», «строителями», мозаиками, нахождение спрятанных (наложенных друг на друга) предметов.
Чтобы ребёнку легче было запомнить буквы, воспользуйтесь следующими приёмами:
- обводка ребёнком букв, написанных взрослым и называние их (следует учитывать тот факт, что пока ребёнок не овладел чтением ему нужно представлять букву, называя звук, например, ни ЭР, а [Р], ни ЭМ, а [М];
- письмо букв по контуру, нарисованных взрослым;
- взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок раскрашивает её.
- Сравнение букв, её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Вместе со взрослым можно придумать на что буква похожа, нарисовать предмет и раскрасить его ребёнком, например, буква Н похожа на лесенку. Выучить стишок «На букве Н сижу как на лесеНке и распеваю песеНки;
- взрослый пишет букву большого размера, а ребёнок намазывает её пластилином, повторяя её название;
- конструирование букв из палочек, фасоли, пуговиц, верёвочек, проволоки и т.д;
- взрослый вырезает букву из наждачной бумаги, а ребёнок ощупывает и называет её(сначала проводит пальчиком по букве, называя её, а потом ощупывает с закрытыми глазами и называет букву). Т.о. к зрительному запоминанию присоединяется память двигательная и тактильная (запоминание ощущений от движений);
- лепка ребёнком буквы из пластилина;
- вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым;
- написание широким жестом всех изученных букв в воздухе, на руке;
- написание буквы на спине ребёнка и называние её (развивается двигательная память);
Если Вашему ребёнку всё же трудно запомнить буквы, он их путает, не может вспомнить, как называется та или иная буква, а в школе на письме вместо одной буквы пишет другую, с трудом овладевает навыком чтения и письма, то это прямой повод обратиться за помощью к школьному учителю-дефектологу пункта-коррекционно-педагогической помощи.