РУ БЕ EN

Алгоритм проектирования урока как образовательной системы по Н.И.Запрудскому

1. Проведение диагностики.

2. Изучение нормативных требований и методических рекомендаций к уроку.

3. Определение типа и места урока в учебном блоке.

4. Определение обучающей цели и отбор учебного содержания. Цель – это планируемый результат деятельности.

5. Постановка задачи личностного развития учащихся и планирование ситуации развивающего типа. Формулировки задач рекомендуется начинать приведенными клише: содействовать, способствовать, создать условия и др. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать, поскольку в этих словах ощущается стремление к некоторому насилию над учеником. (Правильно: содействовать формированию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи; организовать ситуацию выбора и воспитания у учащихся ответственного отношения к учебе.)

6. Прогнозирование предстоящего занятия. Критериев выбора варианта более эффективного урока:

  • Позволит ли этот вариант достичь цели за 45 минут;
  • Позволяет ли данный вариант учесть индивидуальные особенности учащихся;
  • Будут ли активны учащиеся;
  • Имеются ли соответствующие средства обучения;
  • Смогу ли я в конце видеть, достигнута ли его цель? Прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цели, задачи и содержание урока.

7. Определение последовательности и планирование результатов этапов урока. Для определения этапов урока могут быть приняты различные основания:

  • Структура той или иной школьной технологии
  • Авторское видение этапности урока. Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя.

8. Выбор методов и форм. Методы имеют внешнее выражение (оформление) в формах обучения (индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, фронтальная) и в формах организации обучения (лекция, семинар, экскурсия, практикум и т.п.). Выбор форм обуславливается целями и задачами урока, а также избранными методами.

9. Подбор средств обучения. Средства обучения необходимо отбирать согласно целям и задачам урока, содержанию, методам обучения и особенностям учащихся. Важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться выбранными средствами обучения.

10. Составление технологической карты урока. Возможные варианты технологической карты: I. В виде таблицы II. В виде текста III. Сочетание двух вариантов

Вариант 1.Технологическая карта в виде таблицы Класс:

Дата:

Тема урока:

Обучающая цель:

Задачи воспитания и развития учащихся:

Названия этапов
урока
и их
продолжительность
Ожидаемые
результаты этапов
Задачи
учителя
на этапах
Осваиваемое
учениками
содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Оборудование и учебные материалы
 
 
 
 
 
 
 

Вариант 2. Технологическая карта в виде текста Класс:

Дата:

Тема урока:

Обучающая цель:

Задачи воспитания и развития учащихся:

Ход урока 1-й этап урока: (название) Продолжительность: Ожидаемый результат: Задачи учителя на этапе: Какой материал, способы деятельности будут осваивать ученики: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Оборудование и учебные материалы:

2-й этап урока: (название) Продолжительность: Ожидаемый результат: Задачи учителя на этапе: Какой материал, способы деятельности будут осваивать ученики: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Оборудование и учебные материалы:

n-й этап урока: (название) Продолжительность: Ожидаемый результат: Задачи учителя на этапе: Какой материал, способы деятельности будут осваивать ученики: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Оборудование и учебные материалы: В обоих случаях приложением к технологической карте урока являются учебные материалы: ориентировочные карты, задания, тесты, тексты и др.

11. Установление обратной связи. Обратная связь является ядром оценки и нужна для:

  • Установления степени соответствия полученных результатов сформулированной цели;
  • Обнаружения учащимися своих успехов и проблем;
  • Поддержания высокой учебной мотивации Урок без обратной связи не позволяет учителю и учащимся видеть и осознавать, как идет образовательный процесс. Возможные варианты организации обратной связи:
  • Каждый из учащихся говорит или пишет о том, достиг ли он цели, в чем ее пока не достиг;
  • Учащиеся выполняют тест и сравнивают свои ответы с эталонами, организуется обсуждение результатов и коррекция;
  • Учащиеся сравнивают свою деятельность и ее результаты с критериями (эталонами, образцами правильных ответов), которые предложены учителем или выработаны совместно. Применение именно этих средств позволяет учащимся видеть свои достижения и пробелы. Деятельность учителя по обеспечению ОС осуществляется на трех этапах: - планирование урока (учитель с учетом результатов диагностики достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат) - в процессе проведения занятия учащемуся важно видеть на каждом этапе свое продвижение, соотносить то, что он делает и как это делает, с нормами, образцами, эталонами. Это создает ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. - на этапе анализа урока учителем он соотносит замысел урока с его реализацией, отбрасывает то, что было неудачным, достраивает урок недостающими элементами.

12. Определение содержания домашнего задания учащимся и способа его предъявления. Определить содержание домашнего задания можно только после обратной связи на самом уроке. Задание должно фокусироваться на достижениях и проблемах учащихся, выявленных посредством обратной связи. Оно должно быть посильным для учащихся, находиться в «зоне их ближайшего развития». Для незамотивированных учащихся важно сделать его привлекательным и интересным.

13. Самоанализ урока.