РУ БЕ EN

Библиотека

План работы школьной библиотеки на 2024/2025 учебный год

І. Цели и задачи библиотечно-информационной деятельности

Библиотека учреждения образования, реализующего образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, является структурным подразделением учреждения образования.

Библиотека учреждения образования осуществляет сбор и обеспечивает сохранность документов  для их использования всеми участниками образовательного процесса.

Цель: библиотека учреждения образования призвана содействовать образовательному процессу учащихся, осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивать права его участников (обучающихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки.

Задачи:

  • организация работы по комплектованию, учету, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда;
  • организация и ведение справочно-библиографического аппарата информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система картотек, тематические базы данных);
  • осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогических работников;
  • оказание помощи в создании образовательных проектов (коммуникационных, видео и др.);
  • консультирование законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения, а также их информирование о новых поступлениях в библиотеку учебных изданий, книг серии «Школьная библиотека» и др. изданий;
  • организация мероприятий по воспитанию у обучающихся интереса к книге и чтению, формированию информационной культуры;
  • обеспечение сохранности документов в соответствии с установленными правилами. 
  1. Контрольные показатели деятельности (табл.1)
Показатели
01.06.2022
01.06.2023
01.06.2024
Количество пользователей:
учащихся
педагогов
1337
1232
104
1262
1149
101
1252
1215
104
Читаемость
9,0
8,4
9,3
Количество посещений, в том числе посещения
массовых мероприятий
12826
 
1796
10226
 
1885
12367
 
1898
Посещаемость
9,6
8,1
9,8
Книжный фонд
34273
34459
34450
Фонд учебников
32372
31084
31518
Фонд медиатеки
51
51
51
Книговыдача
12042
10570
11654
Обращаемость
0,4
0,3
0,3
Книгообеспеченность
26
27,3
27,5

 

Контрольные показатели деятельности (табл.2)

Показатели
01.09.2022
01.09.2023
01.09.2024
Количество пользователей:
учащихся
педагогов
1337
1232
104
1262
1149
101
1252
1215
104
Читаемость
9,0
9,0
10,0
Количество посещений, в том числе посещения массовых мероприятий
12914
 
1796
10927
 
1885
13232
 
1898
Посещаемость
9,6
8,7
10,5
Книжный фонд
34273
34473
34450
Фонд учебников
32188
32817
32180
Фонд медиатеки
51
51
51
Книговыдача
12447
11393
12631
Обращаемость
0,4
0,3
0,4
Книгообеспеченность
26
27,3
27,5

 

 III. Формирование фонда библиотеки. Работа с фондом учебной литературы

Содержание работы
Срок исполнения
1
Подведение итогов движения фонда. Мониторинг обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2024/2025 учебный год
сентябрь-октябрь
2
Составление отчетных документов по обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой
сентябрь
3
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам
май-июнь
август-сентябрь
4
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
1. Работа с перечнем учебных изданий рекомендованных Министерством образования.
2. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в учётные формы, штемпелевание, оформление картотеки.
январь-август
 
по мере поступления
5
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)
1 раз в четверть
6
Списание учебного фонда с учетом ветхости  и смены учебных программ
октябрь-декабрь
7
Изучение и анализ использования учебного фонда
в течение года
8
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы
в течение года
9
Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию
в течение года
10
Ведение журнала  выдачи учебных изданий
май, сентябрь, январь, июнь
11
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий и оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники»
сентябрь
12
Ведение учётных документов
в течение года
Содержание работы
Срок исполнения
1
Изучение состава фонда и анализ его использования
июнь
2
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений
в течение года
3
Учет библиотечного фонда
по графику инвентаризации
4
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
по мере комплектования
5
Списание недостающих (утерянных читателями) изданий, оформление акта замены-утери
ноябрь-декабрь
6
Выдача документов пользователям библиотеки
в течение года
7
Работа с фондом:
- оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления
- соблюдение  правильной  расстановки фонда на стеллажах
-проверка правильности расстановки фонда
-обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации
в течение года
8
Работа по сохранности фонда:
-организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности
-обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном  порядке
-организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива
-составление списков должников
-обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц – санитарный день
-систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий
в течение года
9
Списание ветхой художественной литературы и литературы устаревшей по содержанию
ноябрь-декабрь
10
Обеспечение работы читального зала
в течение года
11
Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном  центре:
- к художественному фонду
(для учащихся 1-11 классов)
- к фонду периодики
(для учащихся и учителей)
- к фонду учебников (по требованию)
постоянно
12
Подготовка и проведение сверки библиотечного фонда в бухгалтерии
ноябрь – декабрь
13
Ведение учётных документов
в течение года
Содержание работы
Срок исполнения
1
Комплектование фонда периодическими изданиями в соответствии с образовательной программой школы
раз в квартал
2
Контроль доставки
ежедневно
3
Подшивка периодической печати
еженедельно
Содержание работы
Срок исполнения
1
Пополнение фонда
в течение года
2
Ведение учётных документов медиаресурсов:
Журнала учёта и использования документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования в электронном виде
в течение года

 

ІV. Информационная и справочно-библиографическая работа

Содержание работы
Срок исполнения
1
Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения  по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным датам и праздникам
по заявкам
2
Выполнение тематических, фактических и  информационных справок.
Консультации у каталога и картотек.
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя                                                        
в течение года
3
Продолжить работу над СБА
в течение года
4
Редактирование и пополнение тематических папок.
Обновление информации на стендах:  «Уголок читателя», «Библиотека информирует» 
в течение года

 

V. Работа с пользователями

Содержание работы
Срок исполнения
1.       
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки
в течение года
2.       
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)
1 раз в четверть 
3.       
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику
в течение года
4.       
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя
в течение года
1.       
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах
по мере поступления
2.       
Оказание методической помощи к уроку
в течение года
3.       
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет
по мере поступления
1.       
Создать актив библиотеки
сентябрь
2.       
Силами актива проводить ремонт книг
в течение года
3.       
Привлечь актив к работе на абонементе при выдаче книг, подбору книг для читателей
в течение года
4.       
Привлечь актив к проведению массовых мероприятий.
в течение года
5.       
Проводить рейды по проверке состояния школьных учебников
21-24 октября
16-19 декабря
17-20 марта

 

VI.Реклама библиотеки (ресурсов и услуг)

Содержание работы
Срок исполнения
1
Актуализация  информационных стендов и читального зала библиотеки
по мере поступления информации
2
Подготовка наглядных – информационных объявлений  о выставках и мероприятиях,  проводимых библиотекой
в течение года
3
Обновление материала на сайте библиотеки
постоянно
4
Проведение экскурсий в школьную библиотеку
сентябрь, каникулы

 

VII. Культурно-досуговая (массовая) работа

Содержание работы
Сроки
1
Организация книжных выставок к знаменательным и памятным датам
Приложение 1
2
Проведение культурно-информационных мероприятий в период каникул
Приложение 2
3
Формирование информационной культуры. Идеологическое, поликультурное, гражданское и патриотическое воспитание
Приложение 3
4
Правовое воспитание и профилактика противоправного поведения
Приложение 4
5
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Приложение 5
6
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни
Приложение 6
7
Воспитание психологической культуры, стремления к самопознанию и саморазвитию
Приложение 7
8
Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание
Приложение 8
9
Экологическое воспитание
Приложение 9
10
Семейное и гендерное воспитание
Приложение 10
11
Юбилейные даты писателей
Приложение 11

 

VIII. Взаимодействие с другими структурными подразделениями школы и внешними организациями

Содержание работы
Сроки
1
Обмен учебниками с коллегами из других библиотек и оформление соответствующей документации
По мере необходимости
2
Проведение совместных мероприятий с кафедрами учителей-предметников
в течение года
3
Оказание информационной и технической помощи педагогам-организаторам при проведении общешкольных мероприятий
в течение года

 

IX. Профессиональное развитие работников библиотеки

Содержание работы
Срок исполнения
1
Работа в рамках районного методического объединения школьных библиотекарей
по плану работы РУМО
2
Самообразование:
- чтение периодических профессиональных журналов; 
- приказов, писем, инструкций о библиотечном деле
в течение года
3
Посещение семинаров.
Участие в работе тематических круглых столов.
Присутствие на открытых мероприятиях.
Индивидуальные консультации
в течение года
4
Повышение квалификации
по отдельному плану

 

Приложение 1. Организация книжных выставок к знаменательным и памятным датам

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
«Мудрость печатного слова»
(ко Дню знаний)
выставка-просмотр
1-11
1 сентября
2
«...К свету разума и добра»
(ко Дню библиотек)
выставка-реклама
1-11
15 сентября
3
«Быть учителем – призванье»
(ко Дню учителя)
выставка-коллаж
1-11
5 октября
4
«Говорите мамам нежные слова»
(ко Дню матери)
выставка-настроение
1-11
14 октября
5
«Знакомьтесь: закон законов»
(ко Дню Конституции Республики Беларусь)
выставка-рассуждение
5-11
15 марта
6
«Вас ждут приключения на Острове Чтения»
Международному дню детской книги)
интерактивная игра
1-4
2 апреля
7
«Пепел Хатыни в сердца нам стучится»
выставка-память
1-11
24 марта
8
«Черное крыло Чернобыля»
(ко Дню чернобыльской трагедии)
выставка-реквием
5-11
26 апреля
9
«Память пылающих лет»
(ко Дню Победы)
выставка-память
1-11
9 мая
10
«Душа Беларуси в символах ее»
(ко Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь)
выставка-вернисаж
8-11
11 мая
11
«Венец всех ценностей – семья»
(к Международному дню семьи)
выставка-обзор
1-11
15 мая

 

 Приложение 2. Проведение культурно-информационных мероприятий в период

каникул

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
«Осенних красок хоровод»
литературный турнир
1-8
осенние каникулы
2
«Азбука безопасности»
кукольный спектакль
1-4
осенние каникулы
3
«Снежная - нежная сказка зимы»
игра-викторина
1-8
зимние каникулы
4
«Мароз Іванавіч»
кукольный спектакль
1-4
зимние каникулы
5
«Я с книгой открываю мир природы»
выставка-викторина
1-8
весенние каникулы
6
«Вясеннія забавы сяброў»
кукольный спектакль
1-4
весенние каникулы

 

 

Приложение 3. Воспитательная и идеологическая работа

Идеологическое, поликультурное, гражданское и патриотическое воспитание

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
К юбилейным датам белорусских («Юбілей на кніжнай паліцы»), русских и зарубежных писателей («Юбилей на книжной полке»)
выставки,
дайджесты, литературные гостиные
1-11
в течение года
2
«2024 – год качества»
тематический просмотр литературы
1-11
в течение года
3
«Наша гордость - Беларусь»
книжная выставка
1-11
постоянно действующая
4
«Солигорск: вчера, сегодня, завтра»
выставка-путешествие
1-11
постоянно действующая
5
«Нельзя забыть… Нельзя понять… Нельзя оправдать» (о геноциде белорусского народа)
книжная выставка-реквием, беседа-обсуждение
1-11
в течение года
6
«Мы этой памяти верны»
книжная полка
1-11
в течение года
7
«Я родом из Беларуси»
(ко Дню народного единства (17 сентября)
патриотические переменки
5-11
13.09.2024
8
«И мужество, как знамя, пронесли»
выставка-игра (ко Дню защитника отечества – 23 февраля)
8-11
21.02.2025
9
«Пепел Хатыни в сердца нам стучится»
книжная выставка
7-11
март
10
«Учусь быть гражданином»
 
вручение книги-подарка Президента РБ на 14-летие
8-9
март, май, сентябрь, декабрь
11
«Страницы большой войны» (ко Дню победы) (9 мая)
дайджест у книжной выставки
1-11
май
 
«История Великой Победы в судьбе моей семьи. Без срока давности…»
участие в сетевой библиотечной акции
5-9
апрель – май
12
«Гордимся тем, что мы белорусы»
час общения (ко дню Государственного герба, флага и гимна Республики Беларусь) (второе воскресенье мая)
5-9
май

 

Приложение 4. Правовое воспитание и профилактика противоправного поведения

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
«Мои права - моя защита»
дайджест у выставки
1-11
неделя правовых знаний
2
«От правил – к праву»
правовые переменки
5-9
ноябрь
3
«Ты имеешь право»
беседа у интерактивной книжной выставки
1-11
постоянно

 

Приложение 5. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
Кукольный театр батлейка «Беларуская хатка»
кукольные спектакли
1-6
в течение года
2
«Библиотека – дом для книг»
экскурсия по библиотеке
1 а, б
1 в, г, д
сентябрь
3
«Мир начинается с семьи»
библиотечный калейдоскоп
6
26.10.2024
4
«Пакланіцца роднаму слову»
викторина к Международному дню родного языка – 21 февраля
8
19.02.2025
5
«Добрым словом друг друга согреем»
нравственные диалоги
6
01.03.2025
6
«Научи свое сердце добру»
книжная выставка (ко Дню православной книги – 14 марта)
1-11
март

Приложение 6.

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
Неделя здорового образа жизни
компьютерные презентации, книжные выставки
1-11
по плану школы
2
«Азбука безопасности»
кукольный спектакль
2
неделя здорового образа жизни
3
«Дорога опасности не любит»
интерактивная книжная выставка
1-9
сентябрь
4
«В поисках страны здоровья»
час здоровья
7
09.11.2024
5
«Враги души и тела»
библиомикс
8
14.12.2024
6
«Здоровое будущее – в наших руках»
книжная выставка
1-9
февраль
7
«Сквернословие и здоровье»
перекресток мнений
5
08.02.2025
8
«Образ жизни и здоровье»
книжная выставка
5-9
апрель
9
«Твоя личная безопасность»
интерактивная беседа у книжной выставки
5
май

 

Приложение 7. Воспитание психологической культуры, стремления к самопознанию и саморазвитию

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
Познавательно-развлекательная программа «Однажды в библиотеке»
выпуск программы
1-11
1-2 раза в месяц
2
«Осенних красок хоровод»
литературный турнир
1-8
осенние каникулы
3
«Библиотека без тайн»
экскурсия, интерактивные переменки (к Международному дню школьных библиотек – четвертый понедельник октября)
1-11
28.10.2024
4
«Книжное Рождество»
участие в сетевой библиотечной акции
1-9
декабрь-январь
5
«У краіне любімых твораў»
выставка-рекомендация
1-11
январь
6
«Снежная - нежная сказка зимы»
игра-викторина
1-8
зимние каникулы
7
«Каждый читатель желает знать…»
обзор справочной и энциклопедической литературы
1-11
февраль
8
«Я с книгой открываю мир природы»
выставка-викторина
1-8
весенние каникулы
9
«Будем с книгой мы дружить»
выставка библио-игра
1-6
апрель
10
«Звездный путь»
познавательные переменки ко Дню космонавтики – 12 апреля
5-9
апрель

 

Приложение 8. Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
«В мире профессий»
выставка-совет
9-11
постоянно-действующая
2
«Изобретатели и их изобретения»
путешествие в мир профессий
5
21.09.2024
3
«Учимся экономии и бережливости»
книжная выставка
2-11
ноябрь
4
«Без труда не бывает добра»
профориентационная викторина
9
18.01.2025
5
«Выпускнику на заметку»
информационный обзор
9-11
апрель
6
Слабое звено «В мире профессий»
игра-викторина
7
02.04.2025

 

Приложение 9. Экологическое воспитание

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
«Берегите землю»
книжная выставка
1-11
постоянно-действующая
2
«По страницам Красной книги»
выставка-витрина
1-11
постоянно-действующая
3
«Познающим мир»
книжная выставка
1-11
постоянно-действующая
4
«Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной»
эковикторина, познавательные переменки
1-4
февраль
5
«Черное крыло Чернобыля»
выставка-память (ко дню памяти Чернобыльской аварии –
26 апреля)
7-8
апрель

 

Приложение 10. Семейное и гендерное воспитание

№ п/п Название Форма работы Класс Сроки
1 «Добро пожаловать, или Вход только для детей и родителей!» посещение библиотеки 1 на протяжении года
2 «Семейное воспитание» книжная полка дляродителей сентябрь
3 «Гендерное воспитание» книжная полка для учителей сентябрь
4 «Сям’я ў ладзе – згода  і любоў у хаце» кукольный спектакль 4 май
5 «Дружим с книгой всей семьей» книжная выставка 1-11 май
6 «Подари мне ромашку» библиотечная акция (к Международному дню семьи – 15 мая) 1-11 май
7 «Под семейным зонтиком» открытый диалог 8 24.05.2025

Приложе

Приложение 11. Юбилейные даты писателей

№ п/п
Название
Форма работы
Класс
Сроки
1
210-летие со дня рождения Михаила Лермонтова
книжная полка
5-11
октябрь
2
125-летие со дня рождения Михася (Михаила) Лынькова
книжная полка
5-11
ноябрь
3
115-летие со дня рождения Максима Лужанина
книжная полка
5-11
ноябрь
4
90-летие со дня рождения Ивана Чигринова
книжная полка
5-11
декабрь
5
230-летие со дня рождения Александра Грибоедова
книжная полка
5-11
январь
6
165-летие со дня рождения Антона Чехова
книжная полка
5-11
январь
7
135-летие со дня рождения Бориса Пастернака
книжная полка
5-11
январь
8
100-летие со дня рождения Ивана Науменко
книжная полка
5-11
февраль
9
90-летие со дня рождения Рыгора Бородулина
книжная полка
5-11
февраль
10
185-летие со дня рождения Франциска Богушевича
книжная полка
5-11
март
11
85-летие со дня рождения Виктора Казько
книжная полка
5-11
апрель
12
120-летие со дня рождения Михаила Шолохова
книжная полка
5-11
май
13
125-летие со дня рождения Кузьмы Чорного
книжная полка
5-11
июнь
14
120-летие со дня рождения Петра Бровки
книжная полка
5-11
июнь
15
115-летие со дня рождения Александра Твардовского
книжная полка
5-11
июнь
16
75-летие со дня рождения Алексея Дударева
книжная полка
5-11
июнь

 

 

 

свернуть

В нашей библиотеке

Режим работы библиотеки

Понедельник-суббота: 8.00 - 16.20

Обслуживание читателей:

   Понедельник:  8.00 - 16.00

Вторник:         8.00 - 16.00

Среда:              8.00 - 16.00

Четверг:          8.00 - 16.00

Пятница:         8.00 - 16.00

Суббота:          9.00 - 15.00

Воскресение – выходной

Обед: 13.00 - 13.20

Санитарный день – последняя среда месяца

свернуть

Наша группа ВКонтатке

Положение ГУО "Средняя школа №10 г.Солигорска"от 26.12.2022 № 14 "О библиотеке"

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 10 г.Солигорска»

ПОЛОЖЕНИЕ

26.12.202214

г.Солигорск

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г. Солигорска»

_подпись__В.В.Дейко

26.12.2022

О библиотеке 

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотека государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г. Солигорска» (далее – библиотека школы), реализующая образовательную программу общего среднего образования, является структурным подразделением школы.

1.2. Библиотека государственного учреждения образования «Средняя школа №10 г. Солигорска» относится к категории специальных библиотек, осуществляет сбор и обеспечивает сохранность документов для их использования всеми участниками образовательного процесса.

1.3. В своей деятельности библиотека учреждения образования руководствуется нормативными правовыми актами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Кодексом Республики Беларусь о культуре;

Трудовым кодексом Республики Беларусь;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2001 № 25 «Об утверждении квалификационного справочника “Должности служащих, занятых в культуре и искусстве”»;

постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 13.06.2019 № 32 «Об оплате труда работников в сфере культуры»;

постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 02.10.2001 № 14 «Аб унясеннi змяненняў i дапаўненняў у Iнструкцыю па ўлiку i захаванасцi бiблiятэчных фондаў у Рэспублiцы Беларусь»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў»;

иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (уставом учреждения образования, приказами руководителя учреждения образования, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка учреждения образования и др.).

1.4. На республиканском уровне координационную и организационно-методическую функцию осуществляет секция библиотекарей государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (координатор секции – методист управления учебно-методической работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) Чехлова Таисия Филипповна).

ГЛАВА 2.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Библиотека призвана:

2.1. Содействовать образовательному процессу учащихся.

2.2. Осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса.

2.3. Обеспечивать право участников образовательного процесса (учащихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки.

ГЛАВА 3.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В соответствии с основными задачами библиотека школы:

3.1. Организует работу по комплектованию, учету, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда.

3.2. Обеспечивает сохранность фонда и его использование пользователями в соответствии с установленными правилами.

3.3. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система карточек, тематические базы данных).

3.4. Осуществляет библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогических работников.

3.5. Организует и проводит работу по воспитанию у учащихся интереса к книге и чтению, формированию информационной культуры, консультирует законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения.

ГЛАВА 4.

ПРАВОВОЙ СТАТУС. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Управление библиотекой школы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения образования.

4.2. Руководство библиотекой, контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы, который несет ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки (учет и сохранение библиотечного фонда, технического оборудования и имущество библиотеки).

4.3. Возглавляет библиотеку школы заведующий, который подчиняется непосредственно директору учреждения образования и является членом педагогического совета.

4.4. Структура библиотеки школы включает абонемент, читальный зал, хранилище. Для хранения фонда учебных изданий выделяется отдельное помещение. Библиотека школы имеет штемпель с обозначением своего полного наименования и другие необходимые штемпели.

4.5. Состояние материально-технической базы и фонда библиотеки является одним из основных показателей готовности школы к новому учебному году.

4.6. Библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с планом работы учреждения образования на год. План работы библиотеки школы является одним из обязательных разделов годового плана учреждения образования.

4.7. Формированием и обработкой библиотечных фондов, библиотечным, информационным и справочно-библиографическим обслуживанием пользователей библиотеки школы, научно-методическим обеспечением деятельности библиотеки занимается библиотечный работник (ст.132 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры), который также осуществляет комплектование, учет, выдачу, возврат, замену и списание документов библиотечного фонда.

4.8. Штатное расписание, условия и порядок оплаты труда библиотечных работников определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4.9. Библиотечные работники несут ответственность за сохранность фондов в соответствии с действующим законодательством.

4.10. Режим работы библиотеки школы определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения образования и утверждается директором до 1 сентября.

4.11. Порядок доступа к фондам, перечень услуг и условий их предоставления библиотекой определяются правилами пользования школьной библиотекой.

4.12. Библиотека имеет право:

4.12.1. Самостоятельно определять содержание, формы и методы своей работы в соответствии с задачами и направлениями деятельности.

4.12.2. Знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы учреждения образования, получать от педагогических работников сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач.

4.12.3. Исключать документы из библиотечных фондов.

4.12.4. Устанавливать по согласованию с директором школы правила пользования библиотекой, порядок регистрации пользователей.

4.12.5. Принимать меры по компенсации урона, нанесенного пользователями.

4.12.6. Участвовать в реализации государственных и иных программ, направленных на развитие библиотечного дела.

4.12.7. Создавать самостоятельные библиотечные программы и участвовать в проектах, программах, конкурсах, координаторами которых выступают библиотеки различных ведомств и организаций.

4.12.8. Входить в библиотечные объединения, ассоциации (союзы).

4.12.9. Приобретать, создавать, формировать и использовать информационные ресурсы.

4.12.10. Осуществлять сбор документов в электронном виде, при необходимости создавать копии документов в эелектронном виде с выполнением требований законодательства об авторском праве и смежных правах.

4.13. Работники библиотеки школы систематически повышают квалификацию в институтах повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет), на семинарах, проводимых библиотеками – методическими центрами, методическими объединениями, а также путем самообразования; проходят аттестацию в установленном порядке.

4.14. Проверка деятельности библиотеки проводится по согласованию с директором школы и управлением по образованию Солигорского райисполкома с обязательным привлечением специалистов библиотечного дела в качестве экспертов.

свернуть

Положение ГУО "Средняя школа №10 г.Солигорска" от 26.12.2022 № 15 "О правилах пользования библиотекой""

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 10 г.Солигорска»

ПОЛОЖЕНИЕ

26.12.202215

г.Солигорск

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г. Солигорска»

_подпись__В.В.Дейко

26.12.2022

О правилах пользования библиотекой

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила пользования библиотекой ГУО «Средняя школа № 10          г. Солигорска» (далее – библиотека), разработаны в соответствии с «Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб культуры», положением о библиотеке учреждения образования.

1.2. Правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права и обязанности библиотеки и пользователя.

ГЛАВА 2.

ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, законные представители учащихся школы.

2.2. Пользователи имеют право:

2.2.1.На библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересам.

2.2.2. Бесплатно получать полную информацию о составе и содержании библиотечных фондов, консультативную помощь в поиске информации.

2.2.3. Бесплатно получать для временного пользования документы библиотечного фонда.

2.2.4. Получать доступ к информационным ресурсам библиотеки.

2.2.5. Принимать участие в культурных мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.2.6. Пользоваться в читальном зале техническими средствами.

2.2.7. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

ГЛАВА 3.

ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов, сотрудники школы и законные представители учащихся – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого пользователя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя – документ, удостоверяющий факт и дату выдачи пользователю изданий из фонда библиотеки и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку пользователь должен быть ознакомлен с правилами пользования библиотекой.

3.4. На дом документы выдаются пользователям сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

3.5. Учебная, методическая литература выдается пользователям на срок обучения в соответствии с программой.

3.6. Выдача учебных изданий учащимся осуществляется работниками библиотеки с участием педагогических работников.

3.7. Учебные издания на учебный год выдаются учителям начальных классов и классным руководителям, которые:

3.7.1. Получают издания в библиотеке, выдают учащимся и организуют ремонт и сдачу их в конце учебного года.

3.7.2. Выставляют оценку состояния издания в специальной графе в начале и в конце учебного года.

3.7.3. Заполняют журнал выдачи учебных изданий и ведут его в течение учебного года.

3.7.4. Осуществляют контроль за сохранностью, проводят беседы, конкурсы по воспитанию бережного отношения к книге.

3.8. Выдача учебных изданий с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания, осуществляется из фондов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации педагогическим работником, который назначается приказом директора школы.

3.9. Учащимся, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания (при наличии) по формуляру читателя.

3.10. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее документов, срок пользования которыми истек.

3.11. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, электронные документы на дом не выдаются.

3.12. Число документов фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

ГЛАВА 4.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

4.1. Выполнять правила пользования библиотекой.

4.2. Бережно относиться к библиотечному фонду.

4.3. При выбытии из школы пользователь обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.4. Пользователь обязан:

4.4.1. Возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок.

4.4.2. Не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета.

4.4.3. Бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и др.).

4.4.4. Соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.

4.4.5. Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию.

4.5. Пользователь, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе и копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. При утере, повреждении электронного носителя (диска) пользователь должен возместить электронный носитель (диск), а школа – обеспечить запись соответствующей информации на данный носитель.

4.6. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители, опекуны, попечители.

4.7. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок 1 месяц. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, пользователи несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

ГЛАВА 5.

ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Библиотека обязана:

5.1. Обслуживать пользователей библиотеки школы в соответствии с правилами пользования библиотекой.

5.2. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3 Не использовать сведения о пользователях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию пользователям библиотеки о наличии документов в фонде, систематически информировать их о вновь поступивших документах.

5.5. Оказывать помощь пользователям в выборе необходимой литературы.

5.6. Предоставлять пользователям (читателям) возможность пользования каталогами, библиографическими и информационными ресурсами.

5.7. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда.

5.8. Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями школы.

5.9. Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечного фонда, создавать необходимые условия для хранения документов.

 

Заведующий библиотекой                                                   Е.М.Цыган

свернуть

Нормативно-правовые документы

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З

Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры ад 20 ліпеня 2016 г. № 413-З

Трудовой Кодекс Республики Беларуси от 26 июля 1999 г. № 296-З

Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ № 25 от 29.12.2001 "Об утверждении квалификационного
справочника"

Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 32 "Об оплате труда работников в сфере культуры"

Iнструкцыя па ўлiку i захаванасцi бiблiятэчных фондаў у Рэспублiцы Беларусь (02.10.2001 № 14)

Постановление Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 108 от 28.11.2016 "Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў"

Государственная программа "Культура Беларуси" на 2021–2025 годы 

ИМП "Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную
программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью"

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования»

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: