РУ БЕ EN

Советы психолога

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе

Ребенок должен обладать элементарными навыками самообслуживания (завязывать шнурки, застегивать пуговицы, укладывать вещи в портфель). Не делайте за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.
1. Развивайте в ребенке волевые качества. Приучайте доводить начатое дело до конца.
2. Позаботьтесь о здоровье ребенка. (Плавание, прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде).
3. Читайте ребенку книги (не менее 30 минут в день). Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо помнить всегда.
4. Поощряйте занятия рисованием, лепкой, конструированием, что развивает фантазию, воображение.
Для развития кисти руки рекомендуется:
• рисовать;
• раскрашивать;
• штриховать рисунки линиями;
• рисовать по образцу;
• обводить шаблоны;
• лепить из пластилина.
Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
• Педагоги и психологи считают, что готовить надо обязательно. Только без принуждения и наказаний.
• Если ребенок в игровой форме осваивает чтение, счёт, письмо, не стоит ему мешать.
• Но если наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать.
Тест на функциональную готовность ребенка к школе
Потенциальный школьник должен дотянуться рукой через голову до мочки противоположного уха. Если ему это удалось – функционально ребенок готов школе, поскольку длина тела и конечностей напрямую связана с развитием тормозной функции головного мозга.
свернуть

Как развивать речь младшего школьника

Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки. Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в делом) и к учёбе вообще.

Не оставляйте решение этой проблемы учителю. Начните сами занятия с ребёнком по развитию речи.

Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребёнку нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по парку, он с помощью ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень и т. д.

Развитию речи также помогают и некоторые игры.

Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3—4 человек. Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

— У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.
— Она маленькая и юркая.
— Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.
— Это животное обитает в лесу.
— Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нарисовать это животное.

Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на фруктовую: груша — абрикос — слива — айва — апельсин — нектарин...

Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется чёрточками. Например, слово клён будет выглядеть так: к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на своё место, а неверно названная — превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в том случае, если составлено слово балда.

Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы. Если ребёнок читает ещё плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл. 

Чем больше ребёнок читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь!

свернуть

Как помочь первокласснику справиться со стрессом в адаптационный период

Поступление в школу — это стресс для ребёнка. Чтобы безболезненно пережить вместе с ним этот жизненный этап, попробуйте использовать следующие приемы:

1. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.

2. Ласково, без нравоучений проводите малыша в школу. Покажите ему путь от дома до школы. Но помните:

САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ — НЕ ЗНАЧИТ САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ!

3. Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно (без вас) несколько часов. Расспросите о школьных делах, похвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если ребёнок поначалу не будет много рассказывать о школе. Столько эмоций, впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь объём новой информации.

4. Если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, а не на критику. Замечание делайте конкретное и ни в коем случае не касайтесь личности ребёнка. Малыш должен быть уверен, что вы его любите не за хорошую учёбу, а за то, что он есть на свете.

5. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой самооценки или к озлоблению.

6. Если учитель предъявляет претензии к вашему ребёнку, не объединяйтесь с ним против малыша. Не ругайте его в школе, при одноклассниках, а позже дома спокойно объясните ему, в чём он не прав.

7. Не позволяйте ребёнку замыкаться на школьных неудачах. Постоянно подчёркивайте важность не отметки, а самого процесса обучения, познания нового и интересного. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш ребёнок сможет проявить свои способности, обретёт уверенность в себе.

8. Обязательно найдите общий язык с учителем, старайтесь как можно чаще общаться с ним, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребёнка в школе. Избегайте обвинений, агрессии. Помните — только доброжелательный тон, такт и терпение!

свернуть

Памятка для родителей младших школьников

1. Вы обнаружили, что ваш ребёнок не проявляет интереса к школьной жизни. Более того, нередко в разговоре с вами или с другими людьми он говорит о том, что не хочет учиться. В процессе общения с ним найдите те средства, которые будут способствовать психологической настройке ребёнка к школе. 

2. Вы пришли за ребёнком в школу. Попытайтесь установить причины его радости (огорчения). Уточните затем их у ребёнка или учителя, сравните с теми, которые вы сами обнаружили. 

3. Ваш ребёнок солгал или что-то утаил от вас (это можно заметить по его глазам, движениям, репликам и т.п.). Попытайтесь без наказаний, окриков, угроз посредством эмоционального общения (внушения) заставить его во всём сознаться. Если это не удалось сделать, посоветуйтесь с другими родителями, классным руководителем, педагогом – психологом как в подобных ситуациях правильно поступить и добиться положительного результата. Найдите после этого свои ошибки, наметьте пути их устранения. 

4. Просмотрите вместе с ребёнком детский мультфильм. После просмотра обсудите поступки положительных и отрицательных героев. Убедитесь, что ребёнок одобрительно относится к некоторым отрицательным поступкам героев, разубедите его, докажите, что они ведут себя неправильно. Не все положительные поступки тоже могут быть замечены ребёнком. Сумейте построить общение так, чтобы он всё-таки «открыл» их пользу для себя и для других. 

5. Вашему ребёнку 6 – 7 лет. Вы столкнулись с тем, что он не желает уступать место старшим в общественном транспорте. Попытайтесь без принуждения и физического насилия убедит его так, чтобы он добровольно и охотно уступил место. Если не удалось это сделать в первый раз, вникните в причины, породившие черты эгоизма в ребёнке. Найдите в другой раз более действенные средства убеждения, благодаря которым ребёнок беспрекословно уступит место старшим.

свернуть

Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. п. 
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребёнка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учёбе старайтесь разобраться, вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребёнка, страх не активизирует его деятельность. 
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребёнку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90 % основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10 %. 
4. Покупайте и дарите книги, музыкальные диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребёнку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществлять, поощряйте её выполнение. 
5. Помогайте ребёнку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок. 
6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам. 
7. Активно слушайте своего ребёнка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прочитанном. 
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка, создайте у него позитивное, положительное отношение к школе. 
9. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребёнку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
свернуть

Качества, которые родителям необходимо развивать в своих детях

1. Уверенность, базирующаяся на сознании самоценности.
2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социо–экономических и образовательных уровней, сравнить его с самим собой – это более обнадёживает. 
 
РОДИТЕЛИ СОЗДАЮТ ПРЕКРАСНЫЕ УСЛОВИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭТИХ КАЧЕСТВ,
ЕСЛИ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
ПРОДЕМОНСТРИРУЮТ ЧТО:
 
1. Они ценят то, что хотят привить ребёнку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
2. Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребёнка.
3. Они опираются на собственные силы и позволяют ребёнку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать всё быстрей и лучше.
4. Они практически не оказывают давления на ребёнка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости им предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.

 

свернуть

Как делать уроки с младшим школьником

Главное — найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра-соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра-путешествие, моральное или материальное стимулирование).

Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребёнком распорядок дня и активно поощряйте за его выполнение; объясните ему, что от того, насколько он быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.

• Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.

• Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.

• Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.

• Оговорите с ребёнком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы). Такой приём поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться.

• Подскажите ребёнку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение).

• Через каждые 15—25 минут (в зависимости от возраста школьника) делайте небольшой перерыв, во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.

• Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон — важное условие успешной помощи маленькому ученику.

• Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ.

• Приучайте ребёнка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится.

• Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребёнка дополнительными заданиями, заставлять его выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Ребёнок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!

• Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.

Если вы научите ребёнка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, вы снимете с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.

свернуть

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения. При чтении книг с рисунками можно попутно задавать ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматривание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.

ПОМНИТЕ:

только в читающей семье растут читающие дети!

Ребёнок должен видеть, что жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или привычка чтения ребёнку перед сном.

После того как книга прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребёнком: «Понравилась книга или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребёнку лучше понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а главное — создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.

Вот ещё несколько советов, которые помогут вашим детям подружиться с книгой:

1. Приучайте ребёнка к книге с малолетства. Яркая книжка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за чтением с родителями, должны запомниться малышу как самые счастливые. Но не пропустите момента, когда книга должна перекочевать из ваших рук в руки малыша. Этот переход обычно происходит в возрасте 7—8 лет.

2. Если ваш сын или дочь читает плохо, используйте кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребёнок будет только слушать, но потом посоветуйте ему внимательно следить за читаемым текстом по книге.

3. Читайте вслух! Сначала можно читать с ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.

4. Просите ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьёт его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

5. Собирайте домашнюю библиотеку!

Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.

свернуть

Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника

Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый почерк — это в какой-то мере выражение внимательного отношения к другим людям; неряшливый почерк в такой же мере свидетельствует об обратном. Хотя и говорят, что почерк зависит от характера человека, его темперамента, наследственности, всё-таки добивайтесь от ребёнка во время письма аккуратности, внимательности.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Очень важно поставить руку, подготовить её к письму. Тут эффективна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами). Сначала для штриховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции из различных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в различных направлениях, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями.

Следующий этап формирования навыка письма — умение писать элементы письменных букв.

Ребёнок должен усвоить, что элементы букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии при письме — параллельными и ровными.

Далее из выученных элементов ребёнок составляет буквы и учится их писать. На этом этапе очень важно, чтобы у него сформировался зрительный образ буквы. Для этого предложите ему смоделировать букву из проволоки, пластилина, «написать» её пальчиком на столе, на руке взрослого, в воздухе. Научите ребёнка игре «Угадай-ка!»: вы пишете любую букву на спине или ладошке ребёнка, а он её угадывает, или наоборот — он пишет, а вы угадываете. Не ленитесь постоянно просить ребёнка проговаривать алгоритм написания буквы («ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, веду короткую прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, делаю закругление и довожу до середины рабочей строки»).

Ни в коем случае на этом этапе не требуйте от ребёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное увеличение скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули.

Оптимальная скорость письма в этот период для 6-летнего ребёнка 4—6 знаков в минуту в начале года и 10—12 знаков в минуту в конце года, для 7-летнего ребёнка — на 3—4 знака в минуту больше.

свернуть

Как помочь ребёнку научиться решать простые арифметические текстовые задачи

Арифметические текстовые задачи развивают логическое мышление ребёнка, поэтому в начальной школе важно, чтобы ученик приобрёл умение решать данные задачи самостоятельно.
Очень часто школьник не понимает условие задачи, поэтому и не может её решить. Для того чтобы убедиться, что ваш ребёнок понял условие задачи, используйте следующие приемы:
• попросите ребёнка несколько раз прочитать задачу и представить, о чем в ней говорится;
• спросите, что означает каждое число в задаче;
• попросите изобразить задачу графически, с помощью чертежа, сделать краткую запись задачи;
Помощником в работе над задачей является памятка, раскрывающая алгоритм решения задачи. Она включает в себя следующие задания:
1. Читаю задачу...
2. Известно...
3. Надо узнать...
4. Объясняю...
5. Решаю...
6. Ответ...
7. Проверяю...
Для закрепления умения решать простые задачи просите ребёнка составлять задачи по готовому решению, по краткой записи, по рисунку.
свернуть

Интернет-ресурсы: