РУ БЕ EN

Проблемы суицида среди подростков и пути их решения

Группы риска наиболее подвержены суициду

В своей работе социальный педагог и психолог, решая проблемы профилактики суицида, должны прежде всего обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.

1. Наследственные суициды.

Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.

2. Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).

Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.

3. Дети-инвалиды.

Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.

4. Трудные подростки

Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.

5. Беспризорники.

Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.

6. Неформальные группы.

свернуть

Как заметить надвигающийся суицид

Как заметить надвигающийся суицид.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
  
Внешний вид и
поведение
Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
Гипомимия
Амимия
Тихий монотонный голос
Замедленная речь
Краткость ответов
Эмоциональные нарушения
Отсутствие ответов
Ускоренная экспрессивная речь
Причитания, склонность к нытью
Общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия
Двигательное возбуждение
Скука, грусть, уныние, угнетенность мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание
Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
Чувство ненависти к благополучию окружающих
Чувство физического недовольства
Безразличное отношение к себе, окружающим
Чувство бесчувствия
Тревога беспредметная (немотивированная)
Психические
заболевание
Депрессия
Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом
внутренним напряжением и тревогой
Маниакально-депрессивный психоз
Шизофрения
Оценка
собственной жизни
Пессимистическая оценка своего прошлого
Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния Отсутствие перспектив в будущем
Взаимодействие с окружающим
Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
Стремление к контакту с окружающими
Поиски сочувствия
Апелляция к врачу за помощью
Склонность к нытью
Капризность
Эгоцентрическая направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения
Слезливость
Расширение зрачков
Сухость во рту ("симптомы сухого языка")
Тахикардия
Повышенное АД
Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха Ощущение комка в горле
Головные боли
Нарушение ритма сна
Отсутствие чувства сна
Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
Динамика состояния в течение суток
Улучшение состояния к вечеру
Ухудшение состояния к вечеру

 

свернуть

Основные мотивы суицидального поведения

Основные мотивы суицидального поведения у подростков: 

  • суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
  • переживание обиды, одиночества, непонимания;
  • любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
  • чувство мести, злобы, протеста;
  • подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
  • страх наказания;
  • избежание трудных ситуаций.

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.

Поводом суицида могут послужить:

  • развод родителей;
  • болезнь или смерть близких;
  • в одиночество в семье;
  • оскорбление другими членами семьи.

Конфликты, связанные с состоянием здоровья:

  • психические заболевания (психически неуравновешенный человек более склонен к девиациям, чем нормальный);
  • «соматические заболевания;
  • онкологические заболевания;
  • «инфекционные заболевания (венерические заболевания);
  • в уродство (как правило, приобретенное).

Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента:

  • боязнь уголовной ответственности;
  • опасение другого наказания или позора.

Конфликты, возникающие в учебных заведениях.

Здесь причиной конфликта чаще всего могут выступать несложившиеся отношения с коллективом класса или же учителями.

Стоит сказать, что педагог может как недооценивать ученика, так и переоценивать его. Существует возможность того, что, культивируя повышенное самомнение и однажды разочаровав ученика, можно нанести ему серьезную психическую травму. Говоря о конфликтах со сверстниками, нельзя не упомянуть о том, что конфликты в классе (а класс является основной группой ребенка) могут привести его к серьезным девиациям.

свернуть

Перемены в поведении

Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, психологи рекомендуют: 

  1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.
  2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
  3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
  4. Напоминание о значимых для него людях.
  5. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра-«Да».
  6. Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
  7. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
  8. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

Американцы провели социологическое исследование и выяснили, что дети пытаются совершить самоубийство, когда кто-то есть рядом. Это, наверное, потому, что до последней минуты им отчаянно хочется жить. И в «Скорой помощи», едва шевеля губами, они умоляют спасти их.

свернуть

Признаки суицидального поведения

Педагоги обязаны знать признаки суицидального поведения

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

Словесные признаки

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  • Много шутить на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти. 

Поведенческие признаки

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. 

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема).
  3. Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кое-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критично настроен по отношению к себе.
свернуть

Причины и мотивы суицидов у подростка

Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.

Но простить учителю насмешки, оскорбления, он не сможет. Да и с чувством юмора надо обращаться в общении с подростком поосторожнее.

Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.

Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) тоже являются весьма серьезным фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями.

Бывает, что отношения с подругой или другом становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая жизнь смысла.

В кризисной ситуации не каждый подросток будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера, которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности. Характерными особенностями суицидентов являются эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, импульсивность.

Указанная категория совершает самоубийства, характеризуемые как отклонения социально-пассивного типа. В предсуицидальном периоде у подростков выявляются различные варианты депрессивных состоянии и ситуационных реакций.

Итак, существует множество факторов и особенностей, влияющих на суицидальное поведение подростков. Но для оценки риска необходимо учитывать не только суицидальные, но и антисуицидальные факты:

  • нежелание вызвать отрицательные переживания у близких;
  • чувство долга к родителями;
  • представление о греховности, позорности самоубийства,
  • боязнь физических страданий;
  • любовь к жизни.

Сегодня также стоит остро проблема адаптации детей в школьной среде Особого внимания требуют дети, прибывшие из других школ города. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье.

Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. К сожалению, не в каждой семье ребенок получает любовь, ласку и сопереживание.

Все же надо признать, что суицид - это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе.

Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.

И в то же время в периоды динамического развития или деградации наблюдается относительное сокращение числа суицидов.

свернуть

Психовозрастные особенности подростков

В работе с подростками необходимо знать психовозрастные особенности 

Ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет)

  • Мышление обычно конкретное, абстрактное мышление только начинает развиваться, биологические изменения заставляют интересоваться собственным телом;
  • Высокая степень нарциссического самопознания;
  • Независимость и осознание себя;
  • Растущий интерес к ценностям и моделям поведения групп сверстников, потребность вписаться в группу;
  • Конфликты по поводу школьных заданий, выбора друзей, работы на дому;
  • Пик эгоизма;
  • Сильная застенчивость;
  • Иногда ощущение неуязвимости, что приводит к поведению, связанному с риском;
  • Частое ощущение, что тебя никто не понимает.

Средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет)

  • Большая озабоченность своей привлекательностью для противоположного пола;
  • Возможность абстрактно мыслить и планировать;
  • Сильное влияние культуры сверстников;
  • Попытка определить свои возможности, желания;
  • Возможно отрицание родительских ценностей, принятие собственных решений, несмотря на незрелость суждений и импульсивность;
  • Появляется осознание взаимосвязи между поступками в настоящем и последствиями в будущем.

Итак, мир подростка большей частью состоит из него самого и поэтому, когда ребенок попадает в тяжелые условия, то начинает переживать, страдать, замыкаться на себе. Эгоцентризм приобретает характер отрицания себя. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя (аутоагрессия): тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Отсюда заниженная самооценка и пессимистическая установка на свое будущее.

Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить.

Исследования врачей - психиатров доказали, что человек, находящийся в суицидальном состоянии, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.

свернуть

Рекомендации родителям

1. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!

2. Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.

3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.

4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом - акцент на мысли: «Я — не просто родитель, я — твой друг».

5. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:

-     помогите выбрать телепрограмму по интересам;

-     читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;

-     ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск; словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.

6. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.

7. Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице... Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.

8. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:

- не критикуйте его недостатки;

- не упрекайте, не обвиняйте его;

- не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;

- не шантажируйте друг друга властью над ребенком.

свернуть

Склонность к самоубийству

Если замечена склонность школьника к самоубийству,
следующие советы помогут изменить ситуацию 
  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: - Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка).
свернуть

Интернет-ресурсы: