Один из наиболее эффективных способов предупреждения и преодоления употребления учащимися и студентами алкоголя, наркотических и психотропных веществ – это системная профилактическая работа, проводимая с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению.
Аддиктивное поведение (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) – это саморазрушающее девиантное поведение, которое определяется повторяющимися действиями с целью изменения психического состояния, с возможным в дальнейшем развитием выраженных негативных социальных и психологических последствий.
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).
Рекомендуется проведение психосоциального анкетирования в соответствии с методиками: для учащихся 5 – 7 классов «Анкета для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования», для 8 – 9 классов тест-опросник «Аддиктивная склонность», для 10 – 11 классов учреждений общего среднего образования и учреждений, реализующих программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования опросник «Риск химической зависимости».
Психосоциальное анкетирование с обучающимися, не достигшими возраста четырнадцати лет, проводится только при наличии добровольного согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (согласно ст.18 Закона «Об оказании психологической помощи»). Учащиеся в возрасте от 14 лет и старше самостоятельно (в письменной форме) выражают свое согласие на участие в таком анкетировании.
Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения о фамилии обучающегося и его возрасте.
В случае перевода обучающегося в иное учреждение образования данные психосоциального анкетирования (при положительном результате) руководителем учреждения передаются другому руководителю с соблюдением конфиденциальности имеющихся данных. Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося предрасположенность к аддиктивному поведению.
При психосоциальном анкетировании должны быть соблюдены необходимые организационно-методические условия:
- использование для психосоциального анкетирования рекомендуемого диагностического инструментария;
- создание спокойной, доброжелательной обстановки, корректное и уважительное отношение к каждому обучающемуся;
-обеспечение конфиденциальности (не допускается свободное общение между анкетируемыми).
Опросники, разработанные с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождаются инструкцией по применению, выполнение которой должно неукоснительно соблюдаться специалистом, проводящим анкетирование.
Справочно:
Целесообразно, например, обратить внимание учащихся на инструкции к каждому вопросу: количество вариантов ответа, которые можно выбрать, отвечая на те или иные вопросы; правила ответа на табличные вопросы. Проинформировать респондентов, что они могут изменив свое решение зачеркнуть отмеченный номер и указать другой. Если выбирается вариант ответа «Другое», то в пустой строке после вопроса можно внести свой вариант ответа.
Должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании), при получении положительного результата в обязательном порядке обучающегося вместе с родителями направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
С обучающимися, предрасположенными к аддиктивному поведению, проводится коррекционная, тренинговая работа, с целью оказания подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования стрессоустойчивой и успешной личности; развития ресурсов подростков, а именно формирования у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им.
Для организации коррекционной, тренинговой работы с обучающимися рекомендуется использовать пособия, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
Справочно:
Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.
Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215 с.
Для организации целенаправленной работы по формированию у учащихся 9 – 10 классов культуры здорового образа жизни рекомендуется использовать учебную программу факультативных занятий «Культура здорового образа жизни», размещенную на национальном образовательном портале (http://adu.by/?p=201).
АНКЕТА для учащихся V–VII классов
Учреждений общего среднего образования
Уважаемые учащиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один или несколько ответов, которые соответствуют Вашему мнению, и обведите кружком номера этих ответов. В строке «Другое (напишите)_____» Вы можете вписать свой вариант ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.
1. Как Вы относитесь (отметьте один вариант ответа в каждой строке):
2. Большинство Ваших сверстников, с которыми Вы общаетесь (отметьте один вариант ответа в каждой строке):
|
Положительно
|
Нейтрально
|
Отрицательно
|
Затрудняюсь ответить
|
К курению
|
1
|
2
|
3
|
4
|
К употреблению алкогольных напитков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
К употреблению наркотиков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями (отметьте один вариант ответа в каждой строке):
|
Утверждение
|
Не согласен
|
Затрудняюсь ответить
|
Согласен
|
1
|
Не курить – это «круто»
|
1
|
2
|
3
|
2
|
Курение делает людей менее активными и менее энергичными
|
1
|
2
|
3
|
3
|
Курение – это напрасная трата денег
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Курение опасно для здоровья
|
1
|
2
|
3
|
5
|
Курящий человек выглядит стильно
|
1
|
2
|
3
|
6
|
Курение – это напрасная трата времени
|
1
|
2
|
3
|
7
|
Курить – это «круто»
|
1
|
2
|
3
|
8
|
Курение делает подростков более интересными
|
1
|
2
|
3
|
9
|
У курильщиков зубы становятся желтыми
|
1
|
2
|
3
|
10
|
От курильщиков плохо пахнет
|
1
|
2
|
3
|
11
|
Курение – это для неудачников
|
1
|
2
|
3
|
12
|
Курение – не самое большое зло
|
1
|
2
|
3
|
4. Пробовали ли Вы когда-нибудь курить сигареты, даже если это была только одна или две затяжки?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 4 Вы отметили вариант ответа «нет», то перейдите к вопросу № 6
|
5. Вы в первый раз попробовали курить, потому что (возможны несколько вариантов ответа):
1. Уступили сверстникам, чтобы не портить с ними отношения
2. Согласились на предложение знакомых
3. Всегда хотели быть первым во всем среди сверстников
4. Вместе со сверстниками сознательно хотели быстрее приобщиться к миру взрослых
5. Подумали, что «в этом нет ничего страшного, всегда можно будет потом отказаться от сигареты»
6. Было интересно попробовать
7. Другое (напишите)_____________________________________________________________
6. Употребляли ли (употребляете ли) Вы спиртные напитки?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 6 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 11
|
7. Если Вы употребляли (употребляете) спиртные напитки, то укажите какие:
1. Крепкие алкогольные напитки: водку, коньяк и др.
2. Вино
3. Пиво
|
4. Шампанское
5. Алкогольные коктейли
6. Другое (напишите)________
|
8. Какие причины заставили Вас употребить алкоголь впервые? (возможны несколько вариантов ответа)
1. Любопытство
2. Желание почувствовать себя взрослым
3. Участие в семейном праздничном застолье (взрослые предложили или разрешили выпить вместе с ними)
4. Желание быть как все среди сверстников
|
5. Настойчивые предложения знакомых, друзей
6. Эмоциональные переживания, стресс
7. Стремление преодолеть застенчивость, стать более раскованным
8. Другое (напишите) _____________
|
9. Как часто Вы употребляете алкоголь? (отметьте один вариант ответа в каждой строке)
|
Несколько раз в неделю
|
1 раз в неделю
|
2-3 раза в месяц
|
1 раз в месяц
|
Реже 1 раза в месяц
|
Слабоалкогольные напитки (пиво и др.)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Крепкие алкогольные напитки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
10. Почему Вы употребляете алкогольные напитки? (возможны несколько вариантов ответа)
1. Чтобы расслабиться, снять напряжение
2. Чтобы чувствовать себя более уверенно, раскованно в общении с другими
3. Чтобы поднять настроение
|
4. Это принято в среде друзей, с которыми Вы общаетесь (за компанию)
5. Это принято в Вашей семье
6. Другое (напишите) __________________
|
11. Пробовали ли Вы какие-либо наркотические препараты?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 11 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 14
12. Какие виды наркотиков Вы пробовали?
1. Марихуану («травку»)
2. Курительные смеси, марки (спайсы и др.)
|
3. Инъекционные наркотики (в уколах)
4. Другое (напишите) _______
|
13. Что послужило поводом попробовать наркотическое средство? (возможны несколько вариантов ответа)
1. Любопытство
2. Желание испытать необычные ощущения
3. Рассказ человека, который его употреблял
|
4. Настойчивые предложения знакомых, друзей
5. Другое (напишите) ______________________
|
14. Попадали ли Вы в ситуацию, когда в Вашем присутствии употреблялись наркотики?
1. Да 2. Нет
15. Какое поведение человека по отношению к наркотикам Вы считаете нормальным? (выберите один вариант ответа)
1. Наркотики можно употреблять любые, если они тебе доступны
2. Иногда можно употреблять наркотики покрепче (укол, «колёса» и т. п.)
|
3. Курить «травку» можно довольно часто
4. Иногда можно курить «травку»
5. Никогда и ни при каких обстоятельствах не употреблять
|
16. Проводились ли в Вашем учреждении образования мероприятия по профилактике (отметьте один вариант ответа в каждой строке):
|
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
|
Курения подростков
|
1
|
2
|
3
|
Употребления алкогольных веществ подростками
|
1
|
2
|
3
|
Употребления наркотических веществ подростками
|
1
|
2
|
3
|
17. Знаете ли Вы о негативных последствиях (отметьте один вариант ответа в каждой строке):
|
Да
|
Не совсем
|
Нет
|
Курения
|
1
|
2
|
3
|
Регулярного употребления слабоалкогольных напитков (пива и др.)
|
1
|
2
|
3
|
Употребления курительных смесей, марок (спайсов и др.)
|
1
|
2
|
3
|
Употребления марихуаны («травки»)
|
1
|
2
|
3
|
Употребления других наркотиков (уколов, таблеток и т.д.)
|
1
|
2
|
3
|
18. Остановит ли Вас знание данных негативных последствий от (отметьте один вариант ответа в каждой строке):
|
Да
|
Нет
|
Не уверен
|
Курения
|
1
|
2
|
3
|
Употребления алкоголя
|
1
|
2
|
3
|
Употребления наркотиков
|
1
|
2
|
3
|
19. Если в вопросе № 18 Вы ответили «нет», то напишите, почему ____________________________________________________________________
20. Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации и консультациях по вопросам отрицательного воздействия курения, алкоголя и наркотиков на человека?
1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
Спасибо за участие в анкетировании!
ТЕСТ-ОПРОСНИК «АДДИКТИВНАЯ СКЛОННОСТЬ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VIII–IХ классов
учреждений общего среднего образования
Уважаемые учащиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос, поставьте «ü» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия с его содержанием.
№
|
Утверждение
|
|
1
|
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.
|
|
2
|
Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
|
|
3
|
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.
|
|
4
|
Мне бы понравилась работа официантки в ресторане или дегустатора вин.
|
|
5
|
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
|
|
6
|
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
|
|
7
|
Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
|
|
8
|
Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.
|
|
9
|
Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)
|
|
10
|
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.
|
|
11
|
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
|
|
12
|
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
|
|
13
|
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.
|
|
14
|
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
|
|
15
|
Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
|
|
16
|
Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
|
|
17
|
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
|
|
18
|
Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
|
|
19
|
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.
|
|
20
|
В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
|
|
21
|
Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.
|
|
22
|
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
|
|
23
|
Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
|
|
24
|
Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.
|
|
25
|
Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.
|
|
26
|
В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.
|
|
27
|
Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.
|
|
28
|
Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.
|
|
29
|
Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.
|
|
30
|
У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.
|
|
|
Итого:
|
|
ОПРОСНИК «РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ»
для УЧАЩИХСЯ X–XI классов УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ и учреждений, реализующих программы ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые обучающиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один ответ, который соответствует Вашему мнению, и обведите кружком номер ответа. Необходимо отметить один ответ в каждой строке.
№
|
Утверждение
|
Никогда
|
Иногда
|
Затрудняюсь ответить
|
Часто
|
Всегда
|
1
|
Бывает, что Вы ссоритесь с родителями
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
2
|
Бывает, что Вам так и хочется выругаться
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3
|
Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4
|
Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5
|
Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе, и Вы прячете свое лицо под «маской»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
Вам присуще поступать под влиянием чувств
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
8
|
Вам тяжело бороться со своими привычками
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
9
|
Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
10
|
Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
11
|
Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
12
|
Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
13
|
Вы в какой-то растерянности: все спуталось, смешалось
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
14
|
Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
15
|
Вы нарушаете закон или установленные правила
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
16
|
Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
17
|
Вы любите ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
18
|
Вы любите, когда вам подробно объясняют что и как следует делать
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
19
|
Вы не всегда говорите правду
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
20
|
Вы не любите, когда у Вас с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
21
|
Ваши родители обладают недостаточной терпеливостью в отношении Вас
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
22
|
Вы не очень надежны, на Вас не стоит полагаться
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
23
|
Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или чем закончится непрочитанная книга
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
24
|
Вы обсуждаете свои дела с родителями
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
25
|
Вы точный и аккуратный человек
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
26
|
Вы отмечаете за собой некоторую поспешность в принятии решений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
27
|
Вы отмечаете за собой склонность говорить не думая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
28
|
Вы предпочитали бы быть артистом эстрады, нежели врачом
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
29
|
Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
30
|
Вы просто не уважаете себя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
31
|
Вы склонны к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
32
|
Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
33
|
Вы стараетесь не думать о своих проблемах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
34
|
Ваши родители жалуются кому-то на Вас
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
35
|
Вы считаете, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
36
|
Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
37
|
Вы считаете, что каждый человек от чего-то зависим
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
38
|
Вы умеете вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
39
|
Вы ругаете себя за поспешные решения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
40
|
Вы чувствуете беспомощность. Вам нужно, чтобы кто-нибудь был рядом
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
41
|
Вы чувствуете вялость, апатию: все, что раньше волновало Вас, стало безразличным
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
42
|
Ваши родители хотели бы, чтобы Вы стали другим, изменились
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
43
|
Вы чувствуете себя порою настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
44
|
Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
45
|
Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, то Вы присоединились бы к ним
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
46
|
Если Вам что-то сильно досаждает, то, по-вашему, лучше стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
47
|
Если Вы сделаете что-нибудь не так, Ваши родители постоянно и везде говорят об этом
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
48
|
Вы говорите глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
49
|
Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
50
|
Когда вам нужно сделать что-то по дому, Вы просто не делаете этого
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
51
|
Когда Вы должны что-то осуществить, Вас охватывает страх перед провалом: вдруг не получится
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
52
|
Прежде, чем высказать что-то приятелям, Вы должны убедиться в собственной правоте
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
53
|
Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
54
|
Увлекаетесь лекарствами, когда заболеете
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
55
|
У Вас такое чувство, что Вы злитесь на весь мир
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
56
|
Характеристика «симпатичный, приятный человек» подходит Вам больше, чем «надежный вожак»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
57
|
У Вас мало собственных убеждений и правил
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|