РУ БЕ EN

Безопасность в Интернете

Как я могу пользоваться интернетом безопасно?

Что такое интернет

Интернет – это огромная сеть компьютеров, которые соединены между собой с помощью специальных устройств. Благодаря интернету люди из разных стран могут общаться друг с другом, делиться своими фотографиями, делать покупки, смотреть видео, учиться и даже работать удаленно. Для того, чтобы безопасно пользоваться интернетом, надо знать некоторые правила.

Правила пользования интернетом

Общение в сети с друзьями и родственниками может быть классным и захватывающим, но, к сожалению, ты можешь встретиться и с трудностями. Чтобы не навредить себе и пользоваться интернетом безопасно, помни два основных правила:

Правило ПРИВАТНОСТИ. Знай, что твоя персональная информация может стать доступной для любого человека в любой точке мира. Она может быть использована не только твоими друзьями или членами семьи, но и незнакомцами.

Правило ПОСТОЯНСТВА. Если ты что-то размещаешь в интернете, то это может остаться там на очень долгое время. Даже сообщения и фотографии, которые ты удаляешь, сохраняются на специальных серверах.

Пусть личная информация останется личной

Информация, такая как полное имя, домашний адрес, название школы и т.д. является личной. Не доверяй ее другим пользователям социальных сетей.

Храни логин и пароль при себе

Имя пользователя (логин) и пароль - это важная личная информация! Если твои данные попадут "не в те руки" ты можешь попасть в неприятную ситуацию.

Поделись информацией о логине и пароле только с родителями. Договорись, в каких ситуациях они могут использовать эту информацию (непредвиденные ситуации).

Твой пароль не должен быть слишком легким, не стоит выбирать паролем свое имя или год рождения, пусть это будет чем-то близким тебе, но не известным посторонним.

Сделай свой профиль закрытым

Сделай свой профиль видимым только для тебя и твоих друзей. Если твой профиль в социальных сетях будем закрытым, злоумышленнику будет сложнее получить доступ к вашим данным. Видимость можно изменить в настройках.

Мы несем ответственность за то, что размещаем в сети

Информация, которую ты размещаешь, не должна смущать ни тебя, ни других.

Помни! Любое проявление жестокости, насилия в интернете недопустимо!

Относись уважительно к информации других пользователей

Общаясь в социальных сетях, не стоит заниматься рассылкой сообщений незнакомым людям.

Перед тем, как добавлять кого-то в группы, спрашивай, хотят ли они этого.

Сначала подумай, потом подтверждай отметки на фото

Всегда просматривай записи и фото, на которых тебя отметили. Активируй опцию одобрения публикаций с отметками. Так, ты сможешь избежать неловких ситуаций с неудачными фото, неприятными шутками и рассылками.

Если тебя беспокоит снимок, на котором есть ты, но нет отметки, поговори с человеком, который разместил фото, и попроси его удалить публикацию.

Всегда спрашивай разрешения, если хочешь разместить у себя чужие фотографии. Это проявление уважения к человеку и главный способ избежать нежелательных конфликтов.

Несколько советов как себя защитить

Информация в интернете не всегда является достоверной и надежной, а иногда даже специально создается для кражи личной информации.

Например, Ты получаешь письмо: "Здравствуйте, отправляю вам фото". Во вложении, судя по картинкам, действительно фото.

Что случится, если ты кликнешь на картинку? Перед тобой откроется новая страничка, словно страничка с твоей почтой перезагрузилась. Ты вводишь свои данные, чтобы вернуться в почту и автоматически отдаешь свою личную информацию злоумышленникам. Это называется фишинг – кража личной информации.

Всегда проверяй, с какого адреса пришло письмо. Если адрес кажется странным, и ты сомневаешься, стоит проверить адрес в интернете.

Внимание на «обезличенные» письма. Письма без личных обращений и личной информации подозрительны.

Осторожно с просьбами о немедленных решениях. Фишинговые письма любят пугать, заставлять немедленно совершать нас что-то делать. Злоумышленник не хочет, чтобы у нас было время подумать.

Внимание на адресную строку. Сайты мошенники содержат дополнительные символы, ошибки, цифры.

Что такое персональные данные

 и как с ними обращаться

Персональные данные – это любая информация, которая относится к тебе: имя, фамилия; дата рождения; номер школы; номер телефона; твой адрес и другая личная информация.

Персональные данные в интернете нужны для того, чтобы зарегистрироваться на сайте или в социальных сетях, для того чтобы делать покупки или играть в игры. Но, есть данные, которыми мы можем делиться случайно! Задумайся! Это тоже персональные данные, их нужно хранить от незнакомых людей: место нахождения; места учебы; пароли; данные банковских карт родителей; спортивные секции, или другие группы, в которых ты участвуешь.

Правила безопасности

Всегда проверяй надежность сайта перед регистрацией. Обрати внимание на тревожные звоночки:

  • Ошибки в названии сайта;
  • В адресе сайта содержится много цифр и случайных символов;
  • На сайте открывается множество дополнительных окон.

Оберегай свой компьютер

  • Для защиты своего компьютера необходимо регулярное обновление программного обеспечения, использование надежных антивирусных и антишпионских программ.
  • Устанавливай такие программы только с официальных сайтов
  • Постоянно обновляй антивирусные программы
  • Познакомь с этими программами своих родителей, чтобы они помогли защитить твой компьютер

Будь внимателен, переходя по ссылкам

  • Критически относись к сообщениям, которые прислали незнакомцы, к яркой рекламе, всплывающей на разных сайтах. Ты никогда не угадаешь, что на самом деле тебя там ждёт (вирусы, вредоносная и неприятная информация)
  • Попадая случайным образом на такие странички следует немедленно их закрыть, ничего не загружать.

Такие ссылки можно узнать по некоторым признакам:

Очень яркие баннеры; Сложные, непонятные адреса;

Ошибки в названии; Нереалистичные обещания;

Обещания бесплатной награды за переход по ссылке или скачивание;

Необходимость отправлять СМС для скачивания.

Прояви осторожность в подключении к общественным сетям Wi-Fi:

Бесплатные и общественные сети часто бывают незащищенными, в них нет возможности ограничить себя от вредоносных программ и действий злоумышленников.

Подключайся к такой сети только в случае крайней необходимости.

Контролируй вход и выход из своих аккаунтов.

Всегда выходи из системы после завершения работы. Особенно если ты пользовался компьютером вне дома.

Как безопасно скачать из интернета

Если ты хочешь скачать что-то в интернете – следуй этим простым правилам:

В первую очередь ты должен спросить разрешения у родителей или других взрослых.

Никогда не пиши в интернете свой номер телефона, настоящие имя и фамилию. Даже если такую информацию запрашивают для скачивания музыки или игры. Такой сайт, скорее всего, принадлежит обманщикам, которые хотят использовать твои персональные данные в корыстных целях. Например, хотят списать деньги с твоего баланса.

Никогда не вводи данные своих или чужих банковских карт. Чужими картами пользоваться незаконно, у тебя могут быть проблемы.

Прежде чем что-то скачать, удостоверься, что это надежный ресурс. Лучше всего скачивать игры с официальных источников (например, с App store, Google store).

На твоем компьютере должен быть установлен антивирус. В играх могут содержаться вирусы, которые испортят твой компьютер или планшет. Могут встретиться вирусы, которые похищают персональные данные.

Можно ли размещать свою фотографию в интернете

Ты можешь размещать свои фотографии в интернете, но при этом надо помнить про свою безопасность.

Несколько советов для тебя:

Прежде всего, попроси разрешения родителей или других взрослых.

Перед тем, как разместить фото, ответь себе на три вопроса:

«Смущает ли это фото меня?»

«Может и это фото смутить других?»

«Зачем я размещаю это фото?»

НИКОГДА никому не отправляй свое фото или видео, на которых ты без одежды, или на которых видны интимные части твоего тела.

Можно ли размещать чужие фотографии в интернете?

Прежде, чем размещать фотографии с другими людьми подумай, стоит ли это делать, даже, если на них есть что-то интересное или забавное.

Несколько советов для тебя:

Всегда спрашивай разрешения у участников фото

Спрашивать разрешения нужно даже если ты пересылаешь фото в сообщениях.

Прежде чем разместить что-то, подумай, ты действительно хочешь, чтобы это увидели другие люди?

Никогда не пересылай фото или видео, на которых другие люди без одежды или на которых видны интимные части их тела.

Ты должен знать, что размещение изображений с насилием или обнаженными людьми, незаконно, и тебя могут привлечь к ответственности.

Помни, то, что ушло в Интернет, не вернется обратно!

Как делать безопасные покупки в интернете?

Покупать в интернете очень удобно и иногда даже дешевле, чем  в обычных магазинах. Но помни, что именно онлайн-покупками часто пользуются мошенники, чтобы украсть твои деньги.

Несколько советов для тебя:

В первую очередь спроси разрешения родителей или других взрослых.

Если ты хочешь купить в онлайн магазине какую-то вещь, лучше всего выбирай оплату по факту получения товара. Так ты обезопасишь себя от обмана.

Никогда не вводи данные своих или чужих банковских карт. Чужими картами пользоваться незаконно, у тебя могут быть проблемы.

Если ты хочешь купить что-то у игрока в онлайн игре, не используй приложения для взлома покупок. Модифицированные apk файлы могут содержать вирус. Кроме того, это незаконно и у тебя могут быть проблемы.

Прежде чем купить что-то в интернете, ознакомься с характеристиками продавца. Посмотри, есть ли отзывы о нем. Почитай, что пишут другие покупатели, все ли получили свои заказы вовремя.

В интернете могут обмануть

Обман в социальных сетях – очень распространенное явление. Общаясь в интернете следует помнить, что твои собеседники могут оказаться не теми, за кого они себя выдают. Нехорошие люди пишут под чужими профилями, взламывают аккаунты, создают поддельные страницы.

Если ты понимаешь, что собеседник не тот, за кого он себя выдает, обратись в службу технической поддержки, чтобы они заблокировали этот аккаунт. Сообщи другу, если понимаешь, что его страница взломана.

КАК РАСПОЗНАТЬ ЗЛОУМЫШЛЕННИКА?

Напрашивается к тебе в «друзья», несмотря на то, что вы не знакомы в реальной жизни;

Есть основания думать, что это взрослый человек;

В социальной сети у него мало друзей или их нет вовсе;

У него очень много друзей, но активности на странице нет;

Он настойчиво просит тебя о чём-то, даже, на первый взгляд, безобидном: отправить своё фото, рассказать о чём-то, встретиться;

Просит сохранить твое с ним общение в секрете;

Пытается внушить тебе, что кроме него, тебя никто не поймет или часто пишет что:

«Я хочу знать о тебе всё»;

Слишком «идеальный» диалог;

«Слабо?»;

«Это наш с тобой секрет»;

«Ты уже взрослый\взрослая»;

«Нет времени объяснять...»;

«Если ты не согласишься, то я...ой, да я же шучу...».

Если тебе не нравится то, что тебе пишут,

есть пути решения

Я МОГУ!!!: Заблокировать; Закрыть доступ; Сказать "НЕТ"; Рассказать родителям, педагогам; Написать модераторам; Игнорировать!

Что делать, если попался в ловушку?

СПОКОЙСТВИЕ! Даже если с тобой случилась неприятность в сети ты можешь довериться взрослым ядом с тобой, они помогут тебе справиться! Злоумышленники тренируются в обмане, любой может стать их жертвой.

ГОВОРИМ РОДИТЕЛЯМ! Так они смогут тебе помочь. Не поддавайся на манипуляции обманщиков в сети, их задача – не дать тебе подключить взрослых, поэтому они могут угрожать, шантажировать, брать тебя «на слабо».

МЕНЯЕМ ВСЕ ПАРОЛИ! Для того, чтобы обезопасить свою личную информацию, сделай это как можно скорее. Это поможет тебе ограничить влияние обманщика из интернета.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ДРУЗЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ! Для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не дать злоумышленникам использовать твои данные для обмана других сообщи всем, с кем общаешься, что твои данные украдены, говорить какие именно не стоит.

СООБЩИТЬ МОДЕРАТОРАМ РЕСУРСА! Это даст тебе дополнительную поддержку и поможет не допустить нового обмана.

Хочешь лайков и известности в социальных сетях?

Когда листаешь Инстаграмм или VK, кажется, достигнуть славы известных блогеров так легко. Но лайки не сыпятся и репостить тебя никто не собирается. Что же делать? Может быть, попробовать легкие пути? В сети часто встречаются сообщения об услугах по накрутке лайков и голосов, об увеличении числа подписчиков и комментариев. Всего-то надо перечислить деньги или отправить смс и удача у тебя в кармане. Можно доверять таким сообщениям? Нет! Потому что это обман. Все социальные сети выступают против накрутки и блокируют за такие действия. А мошенник, получив деньги, исчезнет. Программы и аккаунты, которые предлагают такие услуги, часто похищают пароли и другие персональные данные (ссылка), а потом требуют за них выкуп. Поэтому в погоне за славой ты рискуешь многое потерять.


ВАЖНО!

Если тебя смущает ситуация, происходящая с тобой в сети:

Расскажи родителям или другим взрослым, которым доверяешь!

Обратись за помощью в службу поддержки на сайте

Всегда можно обратиться за помощью по телефону

8-801-100-16-11 ДЕТСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ (КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, АНОНИМНО)


 

свернуть

Безопасность в сети Интернет

Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов
развернуть

Чат-бот "Цифровой ликбез" (@likbez_moiro_bot)

Голосовой чат-бот по кибербезопасности в мессенджере Telegram (@cybersafety_bot)

Проверьте свою цифровую грамотность

15 правил безопасного поведения в интернете

Рекомендации для детей

Рекомендации для родителей

Рекомендации для педагога

свернуть

Основные понятия и их определения

Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений

Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. 

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. 

Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации.

Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. 

Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли. 

Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. 

Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. 

Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. 

Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. 

Мошенничество в виде лотереи – это электронное сообщение, информирующее вас о том, что вы выиграли огромную сумму денег, и для того, чтобы получить свой приз или выигрыш, вам нужно заплатить небольшую плату.

Нежелательный контент – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством. 

Персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано. 

Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. 

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. 

Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. 

Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. 

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. 

Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. 

Скам (scam – c англ. яз. афера, мошенничество) – это мошенничество в сети Интернет. 

Смишинг (англ. smishing – от «SMS» и «фишинг») – это метод, похожий на фишинг, но вместо отправки электронных писем злоумышленники отправляют текстовые сообщения своим потенциальным жертвам. Вы получаете срочное текстовое сообщение на свой смартфон с прикрепленной ссылкой, в которой говорится, что оно принадлежит вашему банку и вам необходимо получить к нему доступ, чтобы обновить банковскую информацию или другую информацию онлайн-банкинга. 

Социальная инженерия - дословный переводится как «атака на человека», в контексте информационной безопасности — психологическое манипулирование людьми с целью совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации.

Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). 

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. 

свернуть

KIDS.POMOGUT.BY Безопасность детей в сети

Защита детей, в том числе в интернете - приоритетное направление деятельности и государственных органов Беларуси, и ЮНИСЕФ на глобальном уровне. Появление специализированного ресурса стало наглядным примером межведомственного партнерства, сообщили корреспонденту БЕЛТА в представительстве Детского фонда ООН в Беларуси.

Новый ресурс предназначен для детей разного возраста, их родителей и педагогов. Он содержит полезные советы о том, как сделать общение в сети безопасным, защитить себя от кибербуллинга, сексуальной эксплуатации и других форм насилия, от уловок наркодилеров. Вторая важная функция - помощь через чат детям, пострадавшим от насилия в интернете, а также их родителям.

Ежедневно с 8.00 до 20.00 можно в онлайн-режиме задать вопросы на условиях анонимности, ответы дают профессиональные психолог и юристы.

Кроме того, помощь оказывают по телефонам 8 801 100-16-11 (круглосуточно) или 8 801 201-55-55 (с 8.00 до 20.00).

свернуть

Цифровая безопасность в Интернете. Установите антивирус на все ваши устройства

Противодействие и профилактика киберпреступности

Рекомендации о том, как не стать жертвой кибермошенников и информация об уголовной ответственности за киберпреступления
развернуть

Правила, которые помогут Вам не стать жертвой киберпреступлений

Мошенники в интернет-мессенджерах применяют обновленные схемы развода

Борьба с киберпреступностью

Киберликбез

Советы по защите от киберпреступников


Киберпреступление

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:

  • ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
  • ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
  • ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
  • ст.351 «Компьютерный саботаж»;
  • ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
  • ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
  • ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
  • ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»
свернуть

Как не стать жертвой Интернет-мошенников

Осторожно, ВИШИНГ! Мошенники в Интернете

Осторожно, ФИШИНГ!

Кто такие дропы?

Дропы помогают преступникам «отмывать» нелегально полученные деньги. Например, деньги, добытые путем совершения киберпреступлений в сфере электронной коммерции и платежных операций (фишинг, вишинг, смишинг).

Дропы также могут быть вовлечены в схемы отмывания денег, добытых другими преступными путями: торговлей наркотиками, торговлей людьми и др.

Дроп или «денежный мул» – этот тот человек, который соглашается, чтобы его банковская карта стала «транзитной» для украденных мошенниками денег. Он переводит незаконно полученные денежные средства между разными счетами. Такая цепочка переводов нужна для того, чтобы запутать следы киберпреступников и усложнить работу правоохранительных органов.

Дропы могут совершать переводы в разных странах и от имени разных людей. Таким образом, преступные синдикаты легко перемещают средства по всему миру, оставаясь «невидимыми».

Дроп не всегда осознает, что вовлечен в преступную схему. Мошенники часто маскируют свои действия под «легальный бизнес».

Дропа привлекают к сотрудничеству, обещая «золотые горы», – быстрый и легкий способ заработать много денег. За свое сотрудничество с преступниками «денежный мул» получает процент от сумм, которые помогает «отмывать».

Дроп – это «низшее» звено преступной сети, на которое правоохранители выходят в первую очередь.

Дроп – правонарушитель, соучастник преступления.

Дроп – тот, кто за свои преступления получает строгий приговор: штрафы, конфискацию имущества, лишение свободы.

Кто становится дропом?

Группа риска – люди, у которых шаткое материальное положение:

Переехавшие в большой город из маленького;

Безработные; Студенты и учащиеся;

Представители экономически и социально уязвимых групп населения (многодетные семьи, сироты и т.д.).

Независимо от того, какие причины стали поводом для выбора работы дропом – наказание все равно наступит. Незнание законов не освобождает от ответственности!

Как отличить предложение стать дропом от прочих предложений о работе:

В описании работы указано, что необходимо переводить деньги;

Не описаны конкретные профессиональные требования к соискателю работы, нет перечня его обязанностей, кроме перевода денег;

Отсутствуют требования относительно образования и уже имеющегося опыта работы соискателя;

Работа предполагает только онлайн-взаимодействие с работодателем (без личного общения);

Предложение о работе чрезвычайно выгодное: мало усилий, – большие заработки. Некоторые объявления предлагают потратить в день около 10 минут, чтобы зарабатывать в месяц до 1000 рублей.

Обратите внимание!

Объявления о вербовке дропом могут быть замаскированы под предложения о работе от реальных компаний. Создаются целые поддельные сайты, похожие на официальные веб-ресурсы реально существующих компаний.

Мошенники выдумывают «уважительные» причины, по которым им нужно переводить деньги с одного счета на другой. Самая распространенная причина – уклонение от налогов. Дропов вербуют  от имени некой компании, которой, якобы, нужно минимизировать налоговые выплаты (и для этого следует переводить часть дохода через счета физических лиц).

Предложение о работе может поступить и в виде письма на электронную почту. Обратите внимание на адресата: если он предлагает работу от лица компании, но при этом в адресе отправителя письма не указан домен компании (а указана веб-служба, например, Gmail, Yahoo, Windows Live Hotmail и др.), это может быть признаком вербовки дропов.

Запомните основные признаки ловушек для дропов:

Если предложение о работе выглядит слишком заманчивым, чтобы быть правдой, – значит, это ловушка!

Если вас уверяют, что можно заработать большие деньги, прилагая минимум усилий, – значит, это ловушка!

Если для получения работы вам нужно предоставить свою банковскую карту – значит, это ловушка!

Если вам предлагают работу от компании, о которой нет никакой информации в Интернет, – значит, это ловушка!

Если на официальном сайте компании, которая, якобы, предлагает вам работу, нет ни слова о вакансиях и о работе, включающей перевод денег (и об этом даже не слышали в отделе кадров компании) – значит, это ловушка!

Если супервыгодное предложение о работе поступило через социальные сети или электронную почту, а отправитель вам незнаком – значит, это ловушка!

свернуть

Сваттинг

Кибербуллинг

Информация о кибербуллинге, о противодействии этому негативному явлению, тест-тренажер
развернуть

Сайт https://www.mts.by/unicef/ 

Республиканский центр психологической помощи. Осторожно, кибербуллинг!

Тест на тему кибербуллинга

Что такое кибербуллинг и как защитить детей в сети интернет

Воркбук по антибуллингу для детей и подростков «Как защититься от травли в интернете и самим не стать хейтерами» 

Видеоролики на тему профилактики кибербуллинга

Основано на реальных событиях: видео истории подростков, столкнувшихся с буллингом (основано на реальных событиях)

Вебинары о безопасности детей в интернете при поддержке МТС, ЮНИСЕФ и МВД

Республиканский вебинар по безопасному поведению детей и подростков в интернете


 

Что такое кибербуллинг?

Травля в интернете может быть абсолютно разной. Есть несколько важных определений, которые помогут разобраться в категориях насилия в сети. Если «буллинг» – это проявление физического или психологического насилия по отношению к другим вообще, то «кибербуллинг» – это то же насилие, только в цифровом пространстве.

Важно помнить, что кибербуллинг – это скорее общее определение для разных видов травли в интернете, и его не стоит путать с кибермоббингом и кибертравлей. Кибермоббинг – вид насилия в цифровой среде, реализуемый с помощью электронного текста (сообщений и комментариев). Кибертравля – причинение вреда человеку за счет длительного давления в интернет-пространстве: преследования, распространения слухов, запугивания. Иногда кибербуллинг может переходить в оффлайн. Многие блогеры и публичные личности сталкиваются с киберсталкингом. Это вид насилия, когда подписчики выслеживают инфлюенсеров и начинают их преследовать за пределами социальных сетей.

Важно помнить:

 Кибербуллинг – это агрессия. Не стоит обесценивать эмоции человека, который перенес насилие в интернете. Подверженные травле люди страдают не понарошку, причем это может быть не только психологическая, но и физическая боль. Отключение интернета и другие санкции не помогут. Лучше всего проявить эмпатию и выразить поддержку.

Примеры кибербуллинга:

 Есть много способов сделать человеку больно. Например, написать токсичный комментарий под фотографией, оскорбить в групповом чате или на стенке в социальной сети, затроллить, выложить данные или подробности из личной жизни. Поводом для кибербуллинга чаще всего являются внешность, сексуальная ориентация и активность в интернете. Чаще всего человек не может сам защититься от кибербуллинга, но лишь небольшая часть пользователей готова поддержать жертву травли в сети. Исследователи выяснили, что: 52% респондентов никогда не заступались ни за кого в интернете, 65% считают публичную поддержку бессмысленной, 13% боятся, что агрессия перекинется на них, 20% полагают, что они бессильны и ничего не могут сделать, чтобы поддержать пострадавшего от кибербуллинга.

 

Что делать при травле в интернете:

Лучше всего обратиться к психологу, чтобы проработать проблему. Школьники могут получить поддержку у педагога-психолога, который работает в их учебном заведении. Чтобы защитить себя от агрессии, постарайтесь научиться отстаивать свои границы и говорить о своих чувствах. Не забывайте, что вы всегда можете прекратить общение с людьми, которые причиняют боль в интернете. Во всех социальных сетях есть функция блокировки нежелательных пользователей. Просто заблокируйте агрессора, тем самым закрыв ему доступ к дальнейшим негативным действиям.

 

свернуть

Культура цифрового общения

Безопасное использование соцсетей, мессенджеров, электронной почты

Как защитить свой аккаунт от взлома

Если ваш аккаунт взломан – преступник получает все ваши персональные данные.

Следующие советы могут помочь вам избежать этих мошеннических действий в интернете:

не принимайте запросы на дружбу от людей, которых вы не знаете;

не делитесь своим паролем с другими;

при входе в систему используйте двухфакторную аутентификацию;

избегайте подключения к публичным и бесплатным сетям Wi-Fi;

держите ваш браузер и приложения обновленным;

добавьте дополнительный уровень безопасности и используйте программное обеспечение кибербезопасности.

свернуть

Берегите свои деньги (о хищении денег с банковских карт)

Безопасный Wi-Fi

Информация (план-конспект) о правилах поведения в сети Интернет

Введение

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью жизни большинства людей. И дети не стали исключением, в связи с чем остро стоит проблема их безопасности в глобальной сети, а также необходимость формирования у них представлений о виртуальном и реальном мире. Одной из задач органов внутренних дел является разработка инновационных подходов, позволяющих не только научить ребенка безопасному поведению, но и заинтересовать его в дальнейшем делиться полученными знаниями со сверстниками и использовать их в жизни.

Средний возраст для первого погружения в неизведанные пучины интернета – это 5-6 лет. В настоящее время более 70% детей от 7 до 12 лет пользуются Интернетом самостоятельно, что составляет примерно 20% интернет-аудитории страны.

Все это происходит на фоне минимальных познаний у подрастающего поколения по индивидуальному обеспечению собственной информационной безопасности. Как следствие, в течение последних лет число противоправных деяний, совершенных против информационной безопасности, ежегодно увеличивается.

Казалось бы, что это сложные по механизму совершения преступления, однако, 90% совершаются людьми, не имеющими никакого специализированного образования в данной сфере. И если говорить о молодежной аудитории, то половина совершаются лицами от 14 до 24 лет.

В сети Интернет действуют те же законы, те же нравы, те же обычаи, что и в реальной жизни. 

Текущий уровень преступности в сфере высоких технологий

В 2019 году в Республике Беларусь продолжила наблюдаться тенденция увеличения числа зарегистрированных преступлений, относящихся к сфере высоких технологий. В настоящее время в республике зарегистрировано 10 539 высокотехнологичных преступлений (в 2018 – 4 741, рост в 2,2 раза). При этом рост преступлений фиксируется как по преступлениям против информационной безопасности (в 2,2 раза; с 1 156 до 2 492), так и по хищениям с использованием компьютерной техники (с 8 047 до 3 585).

Прогнозируется, что развитие IT-отрасли, игорного бизнеса и финансово-кредитной сферы, будут способствовать сохранению тенденции увеличения числа данных преступлений.

При этом учитывая последние общемировые тенденции, в первую очередь, прогнозируется дальнейшее увеличение количества хищений путем использования компьютерной техники (статья 212 УК) и фактов несанкционированного доступа к компьютерной информации (статья
349 УК), совершаемых путем компрометации данных держателей банковских платежных карт посредством фишинга с применением социальной инженерии и взлома учетных записей пользователей в социальных сетях. 

Как не стать жертвой преступлений в социальных сетях

На сегодняшний день в молодёжной среде мы вряд ли найдем тех, кто не был бы зарегистрирован «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Инстаграмм», каких-либо тематических форумах или иных площадках для виртуального общения. В целом это норма, ведь человек живет в обществе и стремится общаться. Однако некоторая неопытность, наивность и доверчивость порой приводят к негативным последствиям.

Социальные сети, форумы, блоги – это среда с практически мгновенной скоростью распространения информации и довольно сильным эффектом памяти (содержимое многих социальных ресурсов индексируется и доступно из поисковиков). Кроме того, растет индекс доверия к этим источникам информации.

Основная проблема социальных сетей – это доверие к тем, кто внесен в список «друзей». Бездумное предложение «дружбы» от неизвестных или малоизвестных людей может привести к драматическим последствиям. Очевидно, что уровень доверия к тем, кто находится в списке «друзей», по определению всегда будет выше, чем к случайным людям. С одной стороны, это хорошо, так как формирует лояльную аудиторию вокруг человека, но с другой стороны, открывает двери для злоумышленников.

«Дружеский» стиль общения, распространенный в социальных сетях, обманчив. Он может создать ложное ощущение, что вокруг только друзья и доброжелатели, с которыми можно делиться любой информацией.

Очень хорошо отсутствие культуры общения, а точнее, наличие антикультуры раскрывает такое явление, как «троллинг».

На интернет-сленге троллинг (от анг. trolling –ловля рыбы на блесну) – это намеренно агрессивное, хамское, провокационное, оскорбительное поведение в интернет-дискуссии. Цель тролля (тролль – это тот, кто занимается троллингом) – вывести собеседника из равновесия, разжигание склок в дискуссиях, провоцирование взаимных оскорблений и т.д. Помимо этого, виртуальность вызывает эффект «онлайн-растормаживания», благодаря которому люди позволяют себе в Интернете такое поведение и высказывания, которые никогда бы себе не позволили в реальном мире.

Общение в сети, точно такое же общение, как и в обычной жизни, с той лишь разницей, что дети порой доверяют «виртуальным друзьям» гораздо больше, чем реальным. Особенно это обостряется в тот момент, когда у подростка возникают проблемы в реальной жизни или в общении со сверстниками. В сети очень быстро находятся «сопереживающие» и «советующие». Отсюда и возникают такие известные движения как «Синий Кит» (когда подростка склоняли к совершению самоубийства) или «Колумбайн» (когда ребенка подталкивали на совершение физических расправ над учителями, учащимися или просто незнакомыми людьми).

Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги – «куратор». «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами – высокоразвитыми животными, которые якобы осознанно совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен – повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу.

Зачастую злоумышленники ведут очень долгую и дружескую переписку, находят слабые места, втираются в доверие, становятся лучшим другом или подругой, делают вид, что понимают собеседника лучше всех на свете, а потом, понемногу начинают склонять к тем либо иным действиям, манипулировать или шантажировать. Преследуя эти цели, злоумышленники порой используют фотографии «друзей» из профиля подростка, чтобы создать дубликат страницы этого «друга» и якобы от его имени уже вести переписку.

Обезопаситься от этого можно лишь развивая критичное отношение к собеседникам в сети и их словам, проявляя не меньшую осторожность, чем в обычной жизни. Не следует выставлять всю свою жизнь напоказ, гонясь за мнимой известностью, «лайками» и комментариями и конечно же следует понимать, что слова, написанные в личных сообщениях, отправленное фото и иные сведения, могут стать инструментом, который позволит манипулировать собеседником.

Вторая угроза связана со взломом пользовательских записей социальных ресурсов. И это происходит не потому, что использовались простые пароли (что конечно тоже бывает) или они записывались где-то, грубо говоря «на бумажке» и кто-то мог их «подсмотреть».

Проблема носит более масштабный характер. Источников утечки персональной информации о логинах и паролях пользователей данной социальной сети крайне много и в подавляющем большинстве случаев вина лежит на самих пользователях, которые осуществляли авторизацию на иных ресурсах или в приложениях через свои учетные записи в социальных сетях. Например, для скачивания музыки или видеофайлов, получения мнимого выигрыша. Часть из данных ресурсов были созданы именно для сбора персональной информации.

Посредством взлома злоумышленник может проникнуть в социальную сеть, разослать по ее списку друзей фишинговое (или заведомо ложные) сообщение и получить деньги либо мотивировать получателей к каким-либо негативным действиям. Например, пройти по указанной ссылке и запустить вредоносный код.

Таким образом, после совершения несанкционированного доступа к персональным аккаунтам, в течении первых суток развиваются следующие сценарии:

1). Злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» потерпевшего просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть ее фото или просто номер, срок действия и иные реквизиты. При этом хоть в большинстве своем школьники банковских карт не имеют, но желая помочь «другу», очень часто используют карты своих родственников и друзей. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона либо пытаются похитить со счета деньги или наоборот используют его как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, переводя их затем дальше, чтобы запутать свои следы. Практически во всех случаях хищения денежных средств со счетов мобильных телефонов потерпевшие сообщали преступнику персональные коды, приходящие в виде смс-сообщений на телефон.

Анализ показывает, что не более 20% людей, получивших такие сообщения, связываются с владельцем страницы, что в этой ситуации крайне важно. Чтобы обезопасить себя от этого вида преступлений, не стоит сообщать никому реквизиты доступной банковской платежной карты или номер мобильного телефона и содержание смс-сообщений, поступающих для подтверждения совершения операции. Ежедневно на территории нашей страны фиксируется несколько подобных случаев.

2). Злоумышленник изучает содержание переписок потерпевшего и использует их содержание в качестве инструмента для вымогательства денежных средств. Таким образом, инструментом вымогательства становятся личные диалоги на откровенные темы, фотографии, содержащиеся на странице и иные личные данные. Обычно перед тем как связаться с потерпевшим, преступник делает скриншот списка всех его друзей и близких. Избежать подобного возможно лишь путем регулярной чистки своих диалогов и удаления из сети всей информации, компрометирующего характера.

3). Злоумышленник начинает рассылать различного рода порочащую информацию от имени владельца страницы иным пользователям.

В случае обнаружения «взлома» аккаунта, прежде всего следует попытаться восстановить доступ наиболее привычным способом, путем отправки сообщения на «привязанный» номер мобильного телефона или электронную почту, кроме этого, следует оповестить друзей и знакомых об инциденте, используя иные социальные сети и мессенджеры. Также, чтобы в какой-то мере обезопасить себя от взлома, специалисты рекомендуют «привязать» страницу социальной сети именно к номеру мобильного телефона, а не к адресу электронной почты. Помимо этого, в настройках страницы в разделе «Безопасность» подключить услугу «Подтверждение входа». При этом вход на Вашу страницу с неизвестного компьютера или мобильного телефона будет не возможен без знания кода, который автоматически будет выслан на указанный при регистрации страницы номер. 

Как не стать жертвой преступлений против

информационной безопасности

Основным источником опасности для пользователей компьютеров были и остаются вредоносные программы, которые с развитием сетевых технологий получили новую среду для своего распространения.

Вредоносные программы можно разделить на три группы:

- компьютерные вирусы;

- сетевые черви;

- троянские программы.

Компьютерный вирус – это обычная программа, которая обладает способностью самостоятельно прикрепляться к другим работающим программам, таким образом, поражая их работу. Вирусы самостоятельно распространяют свои копии, это значительно отличает их от троянских программ. Также отличие вируса от червя в том, что для работы вирусу нужна программа, к которой он может приписать свой код.

Скрипт-вирусы и черви достаточно просты для написания и распространяются в основном посредством электронной почты. Скриптовые вирусы используют скриптовые языки для работы, чтобы добавлять себя к новым созданным скриптам или распространяться через функции операционной сети. Нередко заражение происходит по Е-mail или в результате обмена файлами между пользователями. Червь – программа, которая не только размножается самостоятельно, но при этом инфицирует другие программы. Черви при размножении не могут стать частью других программ, что отличает их от обычных видов компьютерных вирусов;

Троянские программы – это программы, которые должны выполнять определенные полезные функции, но после запуска таких программ выполняются действия другого характера (разрушительные). Трояны не могут размножаться самостоятельно и это основное их отличие от компьютерных вирусов.

Кроме этого, в настоящее время получили широкое распространение и иные программные продукты, носящие вредоносный характер.

Bot-сеть.

Bot-сеть это полноценная сеть в Интернет, которая подлежит администрированию злоумышленником и состоящая из многих инфицированных компьютеров, которые взаимодействуют между собой. Контроль над такой сетью достигается с использованием вирусов или троянов, которые проникают в систему. При работе, вредоносные программы никак себя не проявляют, ожидая команды со стороны злоумышленника. Что интересно, пользователи зараженных компьютеров могут совершенно не догадываться о происходящем в сети.

Рекламные программы.

Под рекламными и информационными программами понимаются такие программы, которые, помимо своей основной функции, также демонстрируют рекламные баннеры и всевозможные всплывающие окна с рекламой. Такие сообщения с рекламой порой бывает достаточно нелегко скрыть или отключить. Рекламные программы основываются при работе на поведение пользователей компьютера и являются достаточно проблемными по соображениям безопасности системы.

Бэкдоры (Backdoor).

Утилиты скрытого администрирования позволяют, обходя системы защиты, поставить компьютер установившего пользователя под свой контроль. Программа, которая работает в невидимом режиме, дает хакеру неограниченные права для управления системой. С помощью таких backdoor-программ можно получить доступ к персональным и личным данным пользователя.

Фарминг.

Фарминг - это скрытая манипуляция host-файлом браузера для того, чтобы направить пользователя на фальшивый сайт. В результате этого зараженная система будет загружать только фальшивые сайты, даже в том случае, если Вы правильно введете адрес в строке браузера.

Фишинг.

Фишинг дословно переводится как "выуживание" личной информации пользователя при нахождении в сети интернет. Злоумышленник при своих действиях отправляет потенциальной жертве электронное письмо, где указано, что необходимо для подтверждения выслать личную информацию. С использованием таких похищенных данных хакер вполне может выдать себя за другое лицо и осуществить любые действия от его имени.

Пользователи сети Интернет могут стать жертвами и преступных посягательств, совершаемых по корыстным мотивам, при этом возраст потерпевших от подобных действий далеко не всегда старше 18 лет.

Чтобы не стать жертвой подобных преступлений никому и никогда не стоит сообщать подробную информацию о банковской карте, в том числе пин-код и полученные от банка одноразовые пароли. Если информация о карточке хранится в смартфоне или планшете, не следует переходить по ссылкам, поступившим с неизвестных номеров, а также устанавливать приложения из неизвестных источников.

Кроме этого, следует помнить, что если реквизиты карты сохранены в смартфоне или каком-либо аккаунте, то в случае установки платного приложения с изначально бесплатным пробным периодом, после истечения указанного периода, платная подписка продлится автоматически и денежные средства спишутся со счета.

 

Занимательные задания по информационной

безопасности для детей

Ситуативные задачи.

Предложите подросткам ответить на вопросы, как бы они поступили, если бы оказались в одной из следующих ситуаций. Проанализируйте полученные ответы вместе. В случаях, когда ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может привести к отрицательным последствиям, окажите ему помощь и посоветуйте, как поступить правильно.

Ситуация 1. Ты общаешься в социальной сети со своими друзьями. Неожиданно от незнакомого тебе человека приходит сообщение: «Привет, у тебя отличные фото! Только у меня все равно круче! Жми скорее сюда!». Предлагается перейти по ссылке для просмотра фотографий. Как следует поступить в данной ситуации?

 

Ситуация 2. Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт, который предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке, отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?

Ситуация 3. Тебе позвонил друг и сообщил, что увидел в Интернет сообщение о срочном сборе средств для больного ребенка. Деньги предлагается перевести на счет указанного мобильного телефона или на электронный кошелек. Твой друг настаивает на помощи ребенку. Какими будут твои действия? Почему?

Ситуация 4. Во время общения в социальной сети тебе приходит сообщение: «Привет! Мы с тобой как-то виделись у наших общих друзей. Решил тебя найти в сетях. Классная у тебя страничка! Может пойдем вечером гулять?» Как ты поступишь в этой ситуации? Почему?

Игра «Светофор»

Предложите детям игру «Светофор». Объясните, что и в сети Интернет должны применяться Правила «движения», выполнение которых позволит избежать серьезной опасности для жизни и здоровья. Раздайте каждому участнику карточки зеленого, красного и желтого цветов. Поясните, что красный цвет означает отрицательный ответ, зелёный – положительный, желтый – спрошу совета взрослых. Задавайте участникам вопросы или предлагайте оценить утверждения, используя карточки. Участник, набравший максимальное количество правильных ответов становится инспектором информационной безопасности (ведущим) и продолжает задавать свои вопросы остальным. Игру можно проводить среди отдельных ребят, команд, групп, классов, а также вместе с родителями. Использование таких занимательных форм позволит определить степень усвоения правил работы в Интернете, но и предоставив детям возможность стать ведущими – увидеть уровень осведомленности детей в возможных рисках и угрозах бесконтрольного использования информационных ресурсов.

Предлагаем варианты вопросов:

  1. Могут ли вредоносные программы украсть вашу переписку с друзьями? (Да)
  2. Можно ли скачивать игры с неизвестных сайтов? (Нет)
  3. Можно ли открывать письма от неизвестного вам человека, если он предлагает перейти по определенной ссылке, чтобы посмотреть фотографии, картинки? (Нет)
  4. Нужно ли советоваться с родителями, если незнакомый человек предлагает совершить какие-либо действия (скачать игру, посмотреть видеоролик)? (Да)
  5. Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
  6. Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
  7. Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да)

Памятка для учащихся.

НИКОГДА:

не оставляй в Интернете свой номер телефона, домашний адрес или номер школы;

не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями;

не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых, они не всегда являются теми, за кого себя выдают;

не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютера;

не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковые.

ВСЕГДА:

будь внимательным, посещая чаты. Даже если в чате написано, что он только для детей, нельзя точно сказать, что все посетители действительно являются твоими ровесниками. В чатах могут сидеть взрослые, пытающиеся тебя обмануть;

спрашивай у родителей разрешения посидеть в чате;

покидай чат, если чье-то сообщение вызовет у тебя чувство беспокойства или волнение. Не забудь обсудить это с родителями;

держи информацию о пароле при себе, никому его не говори;

если услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в “небезопасные зоны”, напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить;

будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в “небезопасную зону” или загрузить на свой компьютер вирус или программу – шпион;

если получили оскорбляющие сообщения, расскажите об этом родителям;

помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обман;

держись подальше от сайтов «только для тех, кому уже есть 18». Такие предупреждения на сайтах созданы специально для твоей же защиты. Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет.

Ребята очень хочется верить, что после нашей беседы вы примете все возможное, чтобы безопасно пользовать Интернетом и не стать жертвой преступников, совершающих преступления в сфере высоких технологий.

УРПСВТ МВД Республики Беларусь

ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь

свернуть

Запрещенная информация

Информация об ответственности за распространение в сети Интернет запрещенной информации
развернуть

Размещая информацию на сайте, комментируя публикацию в социальной сети каждый должен помнить, что тем самым он распространяет информацию. То есть в отношении его может наступить ответственность за распространение запрещённой информации. Такая информация по оценке законодателя связана с наиболее высокой степенью общественной опасности.

В сети Интернет НЕЛЬЗЯ размещать и распространять:

1. Информацию о персональных данных человека и сведения о его частной жизни. Информацию, которая содержит банковскую, коммерческую или другую охраняемую законом тайну (к такой информации относят врачебную тайну, тайну телефонных разговоров, банковскую тайну и многое другое, также Закон защищает и служебную информацию организаций).

В статье 2031 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, за умышленный сбор и распространение информации о частной жизни и персональных данных другого лица без его согласия, предусмотрена ответственность в виде одной из мер наказания:

общественные работы;

штраф;

арест;

ограничение свободы на срок до пяти лет;

лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом (статья введена в мае 2021 г.).

2. Информацию, содержащую оскорбление и клевету.

Оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, циничное деяние, противоречащее нормам поведения, принятым в обществе.

Клевета  – это распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений.

Вступая в дискуссию на интернет-форумах, оставляя нелицеприятные комментарии в социальных сетях, важно помнить, чем это может грозить.

Согласно статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, оскорбление во всемирной паутине влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин или общественные работы, или административный арест.

В статье 188 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за распространение клеветы в виде одной из мер наказания:

штраф;

исправительные работы на срок до двух лет;

арест;

ограничение свободы на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до трех лет (мера ужесточена в мае 2021 г.).

Чтобы избежать проблем, необходимо вести себя в сети Интернет так же, как в и обычной жизни – быть взаимно вежливыми.

3. Информацию, пропагандирующую культ насилия и жесткости, а также содержащую порнографические материалы.

Законодательство запрещает распространять или рекламировать, публично демонстрировать кино- и видеофильмы или иные произведения, пропагандирующие культ насилия и жестокости. В статье 19.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, распространение подобной информации влечет за собой наложение штрафа от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

За распространение информации, содержащей порнографические материалы в статье 3431 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность в виде одной из мер наказания:

исправительные работы на срок до двух лет;

арест;

ограничение свободы на срок до четырех лет;

лишение свободы на срок до тринадцати лет со штрафом или без штрафа.

4. Экстремистские материалы. Публичная демонстрация нацистской символики.

Экстремистские материалы – символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.

Запрещено публично демонстрировать нацистскую символику или атрибутику. Со списком экстремистских материалов можно ознакомится на сайте Министерства информации

Согласно статьи 19.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях пропаганда, публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики влечет за собой наказание в виде наложения штрафа в размере до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

За пропаганду, публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики в соответствии со статье 3411 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность в вид одной из мер наказания:

штраф;

арест;

ограничение свободы на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до четырех лет (статья введена в мае 2021 г.).

5. Информацию, направленную на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

В статье 361 (Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь)  Уголовного Кодекса Республики Беларусь, предусмотрена ответственность в виде одной из мер наказания:

арест;

лишение свободы на срок до семи лет (мера ужесточена в мае 2021 г.).

Статья 3691 (Дискредитация Республики Беларусь) Уголовного Кодекса Республики Беларусь определяет уголовную ответственность в виде одной из мер наказания:

арест;

ограничение свободы на срок до четырех лет;

лишение свободы на срок до четырех лет, со штрафом или без штрафа (мера ужесточена в мае 2021 г.).

Прежде чем опубликовать пост, сделать репост, написать комментарий, задумайтесь, что вы распространяете. Делайте разумные публикации!

При подготовке статьи использованы материалы открытых источников, pravo.by, mir.pravo.by.

свернуть

Ситуационные задачи по безопасному общению в сети Интернет

Листовка "Нравится взламывать чужие сайты?"

Игромания

Сегодня практически каждый школьник имеет в своем арсенале компьютер или нечто подобное к нему приближенное.

Родители, как правило, легко соглашаются на это приобретение. Ребенок меньше бездельничает, осваивает различные программы, без компьютера сегодня никуда – так думают большинство взрослых. А вот как школьники проводят время за компьютером, в какие игры они играют, родители порой не задумываются. Действительно ли все компьютерные игры являются развивающими, сколько нужно играть и как, чтобы не стать игроманом и не попасть в компьютерную зависимость? 

Ситуация 1. Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и неизвестно с кем по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие кусочки любимое мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам) либо просто получает заряд положительных эмоций.

Ситуация 2. Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, погулять с ним, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это сделать его самого и т.д. И при этом надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы.

Многие родители, купив своему ребенку персональный компьютер, вздыхают облегченно…Но так ли это? Решаем ли мы этим проблемы? Или создаем новые?

Для того чтобы выяснить, так ли страшна эта проблема для психики ребенка и определить методы борьбы с игроманией, мы обратились к врачу-психотерапевту городского наркологического диспансера Сергеевой Н.В. Она рассказала о своих исследованиях в поведении взрослых игроманов, о том, какие подростки наиболее уязвимы для воздействия компьютерных игр. Она подчеркнула, что у завзятых игроманов чаще всего повышенный уровень агрессивности, слабый аппетит и проблемы в учебе.

По результатам исследования проблемы игромании для школьных психологов и заместителей директоров школ по воспитательной работе сотрудниками Учебно-компьютерного центра «Интеллект» был проведен семинар. На семинаре были разобраны виды компьютерных игр по степени влияния на психологию играющего. В результате выяснилось, что наибольшее влияние оказывают ролевые игры, где подросток принимает на себя роль компьютерного персонажа, полностью отождествляет себя с героем.

Участникам семинара мы рассказали, каковы особенности поведения игромана, на что обратить пристальное внимание: если ребенок ежедневно, без пропусков играет на компьютере, ему трудно оставить игру незавершенной, ребенок забывает про уроки, домашние обязанности и прием пищи. Именно такое тотальное увлечение компьютерными играми представляет наибольшую опасность для нормального функционирования психики человека и его взаимоотношений с собой и окружающими.

Так сколько же и как играть в компьютерные игры? Запретить игры на компьютерах совсем? Конечно, нет. 

По поводу допустимой продолжительности игровых сеансов возможны следующие рекомендации. 

1.      Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Если с учебой не все в порядке, продолжительность игр снижа­ется до минимальной (45 минут в неделю).

2.      Время для компьютерных игр выделяется только за счет просмотра телепередач. Ни в коем случае нельзя «отдыхать» от компьютера перед телевизором.

Средняя продолжительность работы с компью­тером в неделю примерно равна классу, в котором учится школьник. Для учеников начальных классов это один час, разбитый на сеансы по 20-30 минут. 

Подводя итоги, можно отметить, что необходимо контролировать выбор вида игры, содержание игры, продолжительность сеанса. Тогда дети смогут играть в компьютерные игры без вредных последствий. 

Часто нервные расстройства, возникающие у ребенка, связаны и с компьютерными играми. Во что играет Ваш ребенок? Вот ответы Ваших детей… Чему посвящены эти игры, нетрудно догадаться, взглянув лишь на обложки…

Обязательно посоветовать родителям с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных программ. Не увлекаться «пугалками» и «стрелялками»: они – «провокаторы» агрессивного поведения ребенка.

Во-первых, они не требуют от детей терпения и силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими играми: педагоги видят, что через два года постоянных игр дети не могут связать даже нескольких слов по поводу своей любимой игры, ограничиваясь возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Они легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.

Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от сверстников, родителей. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? (на эти вопросы пусть ответят сами родители)

И третья, может быть сама главная опасность для детской психики: развлекательные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.

Учите ребенка работать за компьютером!

свернуть

Цикл видеороликов "Дети в интернете"

Дети в Интернете, или как обеспечить здоровье детей при работе в Сети

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и именно дети – главные пользователи сети! Вы считаете, что самое неприятное, с чем может столкнуться ребёнок в Интернете, - это компьютерные вирусы? В Интернете, как и в реальном мире, существует много угроз. На это нельзя закрывать глаза! Чтобы оградить ребенка от возможных психических и физических проблем взрослые  должны знать некоторые советы. 

Дети 5-8 лет

  • Просматривайте журнал посещения ребенком сайтов.
  • Разговаривайте на тему “Интернет и его опасности”.
  • Устраивайте “семейные праздники” за компьютером (выбирайте позитивные и интересные веб-ресурсы и вместе их посещайте).
  • Рассказывайте о конфиденциальности и последствиях разглашения некоторых сведений. 

Дети 9-12 лет

  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по интернету.
  • Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией.
  • Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит их или угрожает.
  • Настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте и Вы могли убедиться, что они не общаются с незнакомцами.
  • Расскажите детям об ответственном, достойном поведении в интернете. 

Дети 13-17 лет

  • Создайте список домашних правил пользования интернетом совместно с ребенком.
  • Следует обсудить список запрещенных сайтов, часы нахождения в интернете.
  • Держите компьютеры с подключением к интернету в общих комнатах.
  • Беседуйте с детьми о друзьях в интернете и о том, чем они занимаются.
  • Используйте средства блокирования нежелательного материала (например, MSN Premium's Parental Controls).
  • Знайте, какими чатами и досками объявлений пользуются дети и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы подростки не общались с кем-то в приватном режиме.
  • Научите детей никогда не выдавать личную информацию в сети.
  • Говорите с детьми о здоровой половой жизни, так как в интернете дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты “для взрослых”.
  • Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают подростки. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что это незаконно.
свернуть

Безопасные сайты для детей и подростков

Белорусские детские сайты

Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ
www.kazki.unicef.by

Сайт «Эльфик»
www.elfik.by

Сайт Министерства обороны Республики Беларусь «Детям об армии»
www.deti.mil.by

Сайт РОО «Белорусский Детский Фонд»
www.bcf.by

Сайт ОО «Белорусский республиканский союз молодежи»
www.brsm.by

Сайт ДОО «Белорусская республиканская скаутская ассоциация»
www.scout-belarus.org

Сайт ОО «Белорусский Фонд SOS-Детская деревня»
www.sos-villages.by

Портал для детей больших и маленьких
www.deti.by

Семейный портал
www.rebenok.by

Зарубежные детские сайты

Игра для детей про безопасность в интернете
www.wildwebwoods.org

Раскраски для детей
www.raskraska.com

Детский сайт для родителей
www.poznayka.ru

Сайт Международного благотворительного фонда «Дети мира»
www.deti-mira.ru

свернуть

Интернет-ресурсы: