Обучающимся
Правила внутреннего распорядка для учащихся ГУО «Средняя школа №10 г.Солигорска»
![](/files/01657/obj/140/32833/ico/sm (1).png)
Инструкция о пропускном режиме в ГУО "Средняя школа №10 г.Солигорска"
![](/files/01657/obj/140/32843/ico/sm.jpg)
Глава 1.
Общие положения
Пропускной режим – это порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа(выхода) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза *вывоза) имуществ на охраняемые объекты (с охраняемы) объектов), устанавливаемы в целях защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Внутриобъектовый режим – это порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.
1. Настоящая Инструкция о пропускном режиме (далее –Инструкция) определяет организацию и общий порядок осуществления пропускного режима в учреждении образования (далее - Учреждение), устанавливает:
- работникам Учреждения режима рабочего времени, определяемое правилами внутреннего трудового распорядка или графика работ (сменности);
- порядок движения транспорта на территории Учреждения и доступа в здание работников, обучающихся, родителей или их представителей, или иных посетителей;
- определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранение личных вещей работников и обучающихся;
- определения перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающихся в период нахождения в Учреждении;
- порядок выхода работников и обучающихся во время работы;
- ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.
1.1. Инструкция утверждается приказом руководителя Учреждения.
1.2. Пропускной режим вводится в целях обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся и работников Учреждения.
Пропускной режим строится на принципах доброжелательности, приветливого и вежливого отношения к обучающимся, работникам Учреждения, посетителям.
Глава 2.
Организация пропускного режима
2.Проход работников, обучающихся и их законных представителей, иных посетителей в здание Учреждения и обратно осуществляется через пост дежурного (вахтера, сторожа).
3. Доступ в здание Учреждения работников, обучающихся и их законных представителей, иных посетителей начинается за 30 минут до начала работы Учреждения и заканчивается спустя 30 минут после окончания работы Учреждения, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.Работники Учреждения допускаются в здание только после записи в журнале учета рабочего времени.
4. Доступ работников в здание Учреждения в нерабочее время осуществляется с разрешения руководителя Учреждения на основании докладной записки заместителя руководителя. Список лиц из числа работников Учреждения, которым разрешен доступ в Учреждение в нерабочее время, доводится до сведения сторожей(вахтеров), осуществляющих пропускной режим.
5. Круглосуточный доступ в здание разрешается:
- руководителю Учреждения,
-заместителю руководителя по хозяйственной работе,
- персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство.
6. В целях осуществления пропускного режима в Учреждении у центрального входа оборудуется рабочее место сотрудника, осуществляющего пропускной режим.
6.1. Рабочее место обеспечивается необходимой мебелью, документацией (инструкция по охране труда и рабочая инструкция; журнал учета рабочего времени; журнал учета посетителей) и оснащается средствами связи (телефон).
6.2. Лицу Учреждения, осуществляющего пропускной режим, запрещается покидать рабочее место без уважительной причины.
6.3. Дежурному администратору Учреждения категорически запрещено проводить учебные занятия в день дежурства.
6.4. Учащиеся (воспитанники), работники и посетители Учреждения проходят в здание через центральный вход.
6.5. В ночное время, выходные и праздничные дни центральный вход закрыт.
6.6. Запасные выходы в Учреждении оборудованы дверями. Во время образовательного процесса и в рабочее время запасные выходы должны быть закрыты изнутри на легко открываемые защелки. В ночное время и выходные (праздничные) дни запасные выходы закрыты на ключ. Ключи находятся: 1 комплект - на рабочем месте работника, осуществляющего пропускной режим, остальные комплекты - у руководителя Учреждения и его заместителя по административно-хозяйственной работе. Ключи пронумерованы согласно нумерации запасных выходов.
7. Категорически запрещено осуществлять пропуск лиц с внешними признаками алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
8. В случае выявления лица, представляющего потенциальную угрозу безопасности окружающих (проносящего предметы и вещества, запрещенные к свободному обращению, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, пожароопасные вещества, спиртосодержащие жидкости, вещества и жидкости токсического действия), незамедлительно информировать руководителя Учреждения и территориальный отдел внутренних дел (тел. 102).
9. Выполнение требований настоящей Инструкции обязательно для всех работников, постоянно или временно работающих в Учреждении, обучающихся и их законных представителей, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность или находящихся по другим причинам на территории Учреждения.
10. Работники Учреждения, обучающиеся и их законные представители должны быть ознакомлены с разработанной и утвержденной Инструкцией.
11. В целях ознакомления посетителей Учреждения с пропускным режимом Учреждения,Инструкция размещается на информационных стендах в холле первого этажа здания.
Порядок пропуска обучающихся вУчреждение
12. Обучающиеся допускаются в здание Учреждения в соответствии с режимом работы Учреждения.
13. В случае опоздания без уважительной причины обучающиеся пропускаются в Учреждение с разрешения дежурного администратора или классного руководителя.
14. Обучающимся запрещается уходить с занятий без уважительной причины.
15. Во время каникул обучающиеся допускаются в Учреждение согласно плану мероприятий на каникулах, руководителем Учреждения.
16. Обучающимся запрещается в период нахождения в Учреждении
хранить и использовать
- алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, табачных систем;
- огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи);
- спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся вещества;
- аэрозольные баллончики с веществами раздражающего действия;
- холодное оружие, колющие, режущие, рубящие предметы (либо имитаторы или муляжи);
- химические и ядовитые вещества;
- наркотические средства, токсические, психотропные и другие одурманивающие вещества, их прекурсоры и аналоги;
- принадлежности для азартны игр.
17. В случае нарушения дисциплины или правил поведения обучающиеся обязаны быть доставлены к дежурному учителю, классному руководителю, администрации Учреждения.
Порядок пропуска посетителей в Учреждение
18. Родители (законные представители), иные лица могут быть допущены в Учреждение при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и после регистрации в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещений.
19. Родители (законные представители), пришедшие встречать своих детей по окончании уроков, ожидают их на улице или у поста дежурного в школе.
20. Вынос материальных ценностей разрешается на основании документов, заверенных руководителем Учреждения.
21. Данные о посетителях фиксируются в журнале регистрации посетителей.
Журнал регистрации посетителей
|
Журнал регистрации посетителей заводится в начале учебного года (1 сентября) и ведется до начала нового учебного года (31 августа следующего года). |
Журнал прошит, пронумерован, скреплен печатью. На первой странице журнала делается запись о дате его заведения.
Замена, изъятие страниц из журнала регистрации посетителей запрещены.
21. Лицо, осуществляющее пропускной режим, обязано информировать дежурного администратора о посетителе. Дежурный администратор обеспечивает сопровождение посетителя по Учреждению.
22. Все записи в журнале учета посетителей делает лицо, обеспечивающее пропускной режим, на основании документа, удостоверяющего личность.
23. При проведении родительских собраний и праздничных мероприятий родители (законные представители) проходят в Учреждение в сопровождении классного руководителя, без регистрации в журнале регистрации посетителей.
24. При проведении лекций, семинаров допуск посетителей (слушателей) осуществляется по списку, составленному и подписанному ответственным лицом Учреждения по данному мероприятию и согласованному с руководителем Учреждения. Каждый посетитель (слушатель) ставит свою подпись в списке. Ответственное лицо Учреждения делает запись в журнале регистрации посетителей с указанием количества посетителей (слушателей).
25. Рабочие и специалисты ремонтно-строительных организаций, лица, выполняющие работы хозяйственным способом и по гражданско-правовым договорам с физическими лицами, пропускаются в помещения Учреждения для производства ремонтно-строительных работ по списку, составленному ответственным лицом Учреждения по проведению ремонтно-строительных работ и согласованному с руководителем Учреждения, с записью в журнале регистрации посетителей.
Глава 5. Пропускной режим для вышестоящих организаций и проверяющих лиц
26.Лица, не связанные с образовательным процессом, посещающие школу по служебной необходимости, пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, по согласованию с руководителем.
Учреждения или лицом его заменяющим, с записью в журнале учета посетителей.
27. Должностные лица, прибывшие в Учреждение с проверкой, пропускаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с уведомлением администрации Учреждения, о чем делается запись в журнале учета посетителей.
28. В случае посещения Учреждения группой лиц, запись в журнале учета посетителей делается в отношении руководителя группы с указанием количества посетителей.
Пропускной режим для транспорта
29. Порядок въезда-выезда автотранспорта на территорию Учреждения устанавливается приказом руководителя Учреждения.
30.Проезд служебного транспорта(вывоза твердых бытовых отходов, доставки продуктов, иное) осуществляется на основании соответствующих графиков, согласованных с руководителем Учреждения.
31.Служебный автотранспорт по доставке оборудования и материалов пропускается на территорию Учреждения по предъявлению товарно-транспортной накладной или путевого листа .
32. Допуск на территорию Учреждения специальному автомобильному транспорту экстренных и аварийных служб (скорой медицинской помощи, милиции, МЧС, службы газа) осуществляется беспрепятственно.
33.Пропускной режим в здание Учреждения при чрезвычайных ситуациях ограничен для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации. После ликвидации чрезвычайной ситуации пропускной режим возобновляется.
34. Обо всех случаях длительного нахождения на территории или в непосредственной близости от Учреждения транспортных средств, вызывающих подозрение, ответственный за пропускной режим информирует руководителя Учреждения (лицо, его замещающее) и при необходимости, по согласованию с руководителем Учреждения (лицом, его замещающим) информирует территориальный орган внутренних дел.
35. Личный автотранспорт на территорию Учреждения не пропускается.
Ответственность и контроль за соблюдением пропускного режима
36. Ответственность за соблюдение пропускного режима на территории Учреждения, а также порядок ввоза (вывоза) и вноса (выноса) материальных ценностей возлагаются на работников, осуществляющих пропускной режим.
37. Контроль за соблюдением пропускного режима Учреждения возлагается на лиц, назначенных приказом по Учреждению.
38. Ответственность за организацию пропускного режима на территории Учреждения возлагается на руководителя Учреждения и его заместителя.
Правила пользования гардеробом
![](/files/01657/obj/140/32853/ico/sm (3).png)
Шахматный всеобуч
![](/files/01657/obj/140/47343/ico/1680705053_sneg-top-p-kartinka-dlya-doshkolnikov-shakhmati-pinte-8.jpg)
Самое старое в шахматах – это, несомненно, шахматная доска, поле шахматной битвы.
Шахматные фигуры
Шахматная доска квадратная и состоит из 64 маленьких квадратиков-клеток, которые называют полями. Они двух цветов, черные и белые (могут быть использованы и другие цвета, но все равно принято называть их белыми и черными). Все поля строго чередуются, их количество неизменно – по 32 поля.
Очень важно помнить, что шахматная доска располагается между игроками так, чтобы в левом нижнем углу было черное поле, иначе считается, что доска установлена неверно.
Ряды черных и белых полей, идущие от одного игрока к другому, называются вертикалями. Ряды полей, идущие слева направо, называются горизонталями. На шахматной доске 8 горизонталей и восемь вертикалей. Их часто называют линиями (знание линий, горизонталей, вертикалей в дальнейшем необходимо при изучении ходов ферзя, ладьи и пешки).
(На диаграмме черной линией обозначена вертикаль, белой – горизонталь)
Кроме вертикалей и горизонталей на шахматной доске можно видеть и линии, состоящие из полей одного цвета, которые касаются друг друга углами. Их называют диагоналями.
Самые длинные диагонали (их всего 2) на диаграмме обозначены черным цветом, они состоят из 8 полей, самые короткие – из 2 полей – обозначены белым цветом.
Шахматные фигуры. Начальное положение фигур
На доске мы видим начальное положение шахматных фигур. Всего фигур 32, по 16 в каждой армии. В строю у каждой армии по 8 пешек, по 8 фигур, из которых 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзь и король.
Белые фигуры, в том числе пешки, располагаются на двух первых горизонталях, черные – на двух последних. Белые пешки занимают вторую горизонталь, а черные седьмую.
У каждой фигуры есть только ее собственное место на шахматной доске.
Ладьи стоят по краям на первой и восьмой горизонталях, дети часто ассоциируют их со сторожевыми башнями замков.
Рядом с ладьями стоят резвые и прыгучие кони.
По соседству с конями расположились слоны.
На оставшиеся поля ставятся короли и ферзи. Ферзь – самая сильная и важная фигура. Очень важно запомнить следующее правило при расстановке короля и ферзя: ферзь любит свой цвет. То есть при постановке в первоначальной позиции белый ферзь должен стать на белое поле, а белый король, соответственно, на черное. И наоборот у черных: ферзь – на черное поле, а король – на белое.
На оставшиеся клеточки в первых рядах встают главные в шахматной партии – короли.
Осталось на втором и седьмом ряду выставить перед фигурами по восемь пешек белого и черного цвета соответственно и можно приступать к захватывающей и непредсказуемой шахматной партии.
Королевский и ферзевый фланг, центр.
В шахматах зачастую делят доску на две одинаковые половины или два фланга – королевский и ферзевый.
(королевский фланг)
(ферзевый фланг)
Центр. В шахматах особо выделяют четыре поля, расположенные в самой середине доски – е4,е5,d4,d5. Они называются центральными полями или просто центром. Владение центром, контроль над ним обычно очень важен для победы в партии (данная тема будет раскрыта в дальнейших занятиях).
Шахматный ход – это передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое, как со взятием фигуры, так и без него. Ходы совершаются только строго по очереди. Первый ход делают белые. За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру (имеются исключения, которые будут рассмотрены в других уроках отдельно). Ходить фигурами и пешками можно только своими, а фигурами и пешками соперника – нельзя, но их можно забирать с доски (съедать). Свои фигуры забирать нельзя.
Шахматная нотация
Шахматы имеют свою особую шахматную нотацию – азбуку, которая помогает записать шахматную партию или отдельную позицию, чтобы сохранить и потом точно воспроизвести. В шахматной азбуке 8 цифр и 8 букв. Горизонтали обозначатся цифрами от 1 до 8, а вертикали первыми 8 буквами латинского алфавита (a, b, c, d, e, f, g, h).
Зная эти буквы и цифры, можно легко назвать любое из 64 шахматных полей. Для этого надо определить, на пересечении какой вертикали и горизонтали оно находится. После это поле называется или записывается – сначала буква (строчная), а затем цифра. Например, на пересечении вертикали «b» и 7 горизонтали находится поле «b7».
Также легко назвать и записать ход одной из фигур на любое поле. Сначала называется фигура, а потом поле, на которое собирается пойти фигура.
(Король е4)
Чтобы сохранить партию, во время игры соперники ведут запись всех ходов. Запись ведут оба игрока: делают ход и сразу после этого записывают его в бланк или тетрадь. Ход соперника тоже записывают сразу после того, как он был сделан. Подробнее запись партии и ходов фигур будет рассмотрена в следующих уроках.
Цель игры в шахматы
При игре в шахматы побеждает тот, кому удается взять в плен главную фигуру противника – короля. Вы выиграете партию, если сумеете так напасть, что тому некуда будет пойти. Когда это удается сделать, атакованный король с доски не снимается, просто партия заканчивается и можно начинать новую.
ИСТОЧНИК: Разработчик программы «Шахматный всеобуч»– Борсук Юрий Геннадьевич, начальник команды – старший тренер национальной команды Республики Беларусь по шахматам и шашкам, Master Fide, тренер Fide.
УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ
Никогда не поздно научиться играть в шахматы - самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:
Шаг 1. Как установить доску
Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними - кони, после коней - слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.
Шаг 2. Как ходят фигуры
Каждая из 6 фигур ходит по-разному. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (делать это может только конь), никогда не могут вставать на клетку, где уже стоит фигура того же (своего) цвета. Однако они могут вставать на место фигуры противника, которую они захватывают (берут в плен). Фигуры обычно размещают на такие позиции, откуда они могут захватывать другие фигуры (вставая на место захваченной фигуры и заменяя её на доске), защищать свои собственные фигуры, когда им грозит захват, или контролировать важные клетки в игре.
Как ходить королём в шахматах
Король - самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одну клетку в любом направлении - вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может ходить на клетку, которая находится под шахом (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется "шах".
Как ходить ферзём в шахматах
Ферзь - самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении - вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число клеток, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Обратите внимание, как белый ферзь берёт чёрного ферзя, вынуждая чёрного короля сделать ход.
Как ходить ладьёй в шахматах
Ладья может ходить на любое число клеток, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!
Как ходить слоном в шахматах
Слон может ходить по прямой на любое число клеток, но лишь по диагонали. В течении игры каждый слон всегда ходит по клеткам одного и того же цвета (светлым или тёмным). Слоны хорошо действуют сообща, поскольку они прикрывают слабые стороны друг друга.
Как ходить конём в шахматах
Кони ходят иначе, чем остальные фигуры - на две клетки в одном направлении и далее на одну клетку под углом 90 градусов. Ход коня напоминает букву "Г". Конь - единственная фигура, которая, делая ход, может перепрыгивать через другие фигуры.
Как ходить пешкой в шахматах
Пешка - необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать - лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одну клетку за один ход, кроме самого первого хода, когда она может сходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только по диагонали на одну клетку перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, пешка не может сходить вперёд и не может взять эту фигуру.
Шаг 3. Изучите особые правила шахмат
В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.
Как превратить пешку в шахматах
У пешки есть одна замечательная особенность - если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется "превращением пешки"). Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.
Как сделать взятие на проходе в шахматах
Последнее правило относительно пешек называется "взятием на проходе". Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), у пешки соперника появляется возможность взять эту проскочившую пешку "на проходе". Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку "на проходе" будет нельзя. Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило.
Как делать рокировку в шахматах
Ещё одно особое шахматное правило называется "рокировкой". Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:
- до рокировки король ни разу не ходил
- до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
- При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
- король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника
Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется "короткой рокировкой". Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется "длинной рокировкой". Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается только на две клетки.
Шаг 4. Выясните, кто в партии ходит первым
Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, игроки обычно подкидывают монету или один из игроков угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом белые делают ход, далее чёрные делают ход, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым - это небольшое преимущество, которое даёт игроку возможность немедленно начать атаку.
Шаг 5. Посмотрите ещё раз правила того, как выиграть партию в шахматы
У шахматной партии есть лишь два возможных исхода: мат или ничья.
Как поставить мат в шахматах
Цель игры - поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти. У короля есть всего три способа уйти от шаха: убежать на другую клетку (но только не посредством рокировки!), закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, напавшую на короля. Если король не может избежать мата - игра завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, игра просто объявляется законченной.
Как сделать в партии ничью
Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:
- На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом не находится под шахом
- Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
- На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля)
- Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
- Сделано 50 ходов подряд, в течение которых ни один из игроков не сходил пешкой и не взял ни одной фигуры
Шаг 6. Изучите основные шахматные стратегии
Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:
Защищайте своего короля
Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в меньшей опасности. Не откладывайте рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!
Не отдавайте фигуры
Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры: Сколько стоят фигуры?
- Пешка - базовая единица - 1 очко
- Конь стоит 3 очка
- Слон стоит 3 очка
- Ладья стоит 5 очков
- Ферзь стоит 9 очков
- Король бесценен
На результат игры эти очки никак не влияют - это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше взять фигуру соперника, разменять фигуры или сходить как-то ещё.
Контролируйте центр шахматной доски
Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом выше примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных - плохие.
Используйте все Ваши фигуры
В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.
Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше
Самое важное из того, что Вы можете сделать, чтобы повысить свой уровень игры, это много играть! Не важно, играете ли Вы дома с друзьями или в сети, Вам необходимо много играть, чтобы совершенствоваться. В наше время легко найти игру в шахматы онлайн!
Как играть в варианты шахмат
Хотя большинство людей играют в шахматы по стандартным правилам, некоторые любят играть в шахматы с изменёнными правилами. Они называются «вариантами шахмат». У каждого варианта свои правила.
Как играть в Шахматы Фишера (960)
Шахматы-960 - это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры размещаются произвольно в одной из 960 возможных позиций. Рокировка происходит так же, как в обычных шахматах - с расположением короля и ладьи на их обычных клетках (g1 и f1, или c1 и d1). В шахматы-960 играют так же, как в обычные шахматы, но с большим разнообразием в дебюте.
Как играть по правилам шахматных турниров
Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Такие правила не применяются в партиях, которые Вы играете дома или в сети, но Вам, возможно, всё равно захочется поиграть в них.
- Тронул - ходи - Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен. Если игрок касается фигуры соперника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав "поправляю".
- Часы и Таймеры - В большинстве турниров используются таймеры, регулирующие время на партию, а не на ход. Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю игру и может сам решать, как это время использовать. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг, который запускает часы соперника. Если у игрока закончилось время и соперник запускает его часы, игрок, у которого время истекло, проигрывает партию (если у соперника достаточно фигур, чтобы поставить мат, так как в противном случае объявляется ничья).
Как мне повысить уровень игры в шахматы?
Знакомство с правилами и основами стратегии - это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:
- Играйте много - просто продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.
- Учитесь с помощью Шахматных Уроков - если Вы действительно хотите быстро улучшить свою игру, Вам нужно пройти некоторое количество онлайн-уроков. Шахматные онлайн-уроки находятся тут.
- Наслаждайтесь - Не унывайте, если у Вас не получается выиграть все игры сразу. Все проигрывают – даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, Вы будете любить шахматы всегда!
Какой самый лучший первый ход в шахматах?
Хотя в шахматах и нет какого-то одного всеми признанного лучшего хода, важно с самого начала попытаться контролировать центр доски. По этой причине большинство игроков делают первый ход одной из центральных пешек (стоящих перед королём или перед ферзём) на две клетки вперёд 1. d4 или 1. e4. Другие игроки предпочитают 1. c4 или 1. Nf3. Большинство других ходов не столь хороши. Бобби Фишер считал, что ход королевской пешкой 1. e4 - самый лучший ход.
Игрок с шахматами какого цвета ходит первым?
Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым.
Может ли пешка ходить назад?
Пешка не может ходить назад. Но когда пешка достигает противоположной стороны доски, Вы можете превратить её в другую фигуру (например, в ферзя). После этого она ходит как та фигура, в которую Вы её превратили, и может ходить назад.
Можно ли ходить больше чем одной фигурой за раз?
Во время своего хода Вы можете сходить лишь одной фигурой, но есть одно исключение! Когда вы делаете рокировку, за один ход Вы перемещаете короля и ладью.
Какая фигура в шахматах самая важная?
Король - самая важная шахматная фигура. Если проиграете короля, проиграете партию. Однако самая могущественная шахматная фигура - это ферзь.
Электронные версии учебников
![](/files/01657/obj/140/32863/ico/sm (2).jpg)
На национальном образовательном портале (www.adu.by) в разделе «Электронные версии учебников» (http://e-padruchnik.adu.by)размещены электронные версии учебных изданий.